Отчет о съезде учительниц семинарок

д^лаетъ». Къ этому на первый разъ сама прибавила: т. е. озпачаетъ дМ- •CTBie мальчика (причемъ сказала, что выражен1е, что дгьлаетъ, можно за- м-Ьнять словомъ— дгьйствге) и т. д., разбирала каждый разъ весь диктантъ. Сначала, конечно, эта работа была трудна для д^тей и мн^Ь приходилось по- могать имъ, но они скоро привыкли и стали безъ моей помощи разбирать значен1е каждаго слова въ предложен1и. Посл^Ь этого я сказала: «Еакъ ви- дите, д'Ьти, каждое предложеп1е состоитъ изъ двухъ или бол^е словъ, а каж- дое слово въ предложев1и составляетъ его членъ. Изъ разбора словъ въ предложен1и по ихъ значенш видно, что въ предложете входитъ имя ка- кого либо предмета, о которомъ мы думали и сказали что либо; это слово •составляедъ членъ предложен1я— подлежащее^. Потомъ самихъ учениковъ заставила вывести, что подлежащее есть имя предмета, о которомъ говорит- ся въ нредложен1и; а слово, которое показываетъ, что подумали и сказали о подлежащемъ, называется сказуемое. Опять заставила н'Ёсколькихъ уче- никовъ придумать предложен1я, состоящ1я изъ подлежащаго и сказуемаго разобрать ихъ и доказать, почему такое-то слово будетъ подлежащее или сказуемое. Подобнымъже образомъ поступила и при выяснен1и другихъ чле- новъ предложенгя: посредствомъ разбора многихъ прим^ронъ, д^Ьти сами вы- водили опред'Ьлен1а, а именно: дополнеше есть членъ предложешя, означаю- Щ1й имя предмета, съ которымъ д^йствуетъ подлежащее; опред^лен1е есть членъ предложешя, который означаетъ признакъ предмета, отличающ1й этотъ предметъ отъ другихъ такихъ же предметовъ, и т. д. Когда д ^ стали хорошо разбирать члены предложен1я, то я перешла къ частямъ р-Ьчи. Д-бти давно уже привыкли, что каждое предложен1е состо- итъ изъ словъ, а тутъ я сказала имъ, что всяк1й разговоръ нашъ съ другими всегда состоитъ изъ отд^льныхъ словъ; а веЬ слова русского языка ви4ст1& составдяютъ р-Ьчн. Изъ разбора же многихъ предложенШ д'Ьтн видели, что слова им^ютъ различныя значев1я, именно: одними словами называемъ предметы, другими—- ихъ дМств1я, третьими—отличительные признаки предметовъ, четверты- ми—8ам13няемъ имена предметовъ и т. д. Изъ всего сказанкаго видно, что ВСЁ слова русскаго языка или рЁчь можно разделить на нЁсколько частей; каждой такой части рЁчи дано особое nasBanie. Потомъ заставила учениковъ вывести, что ВСЁ слова, которыми мы на- зываемъ предметы, или ВСЁ имена предметовъ составляютъ часть рЁчи, имя существительное. П ОСЛЁ ЭТОГО объяснила ДЁТЯИЪ различ1е между именами существительными собственными и нарицательными. Объяснивъ родъ суще- ствитедьныхъ, я перешла къ выяснен1ю склонен1я. Для этого написала на классной доскЁ НЁСКОЛЬКО предложен1й, въ которыхъ поставила одно и тоже существительное, напр. «мальчикъ», во всЁхъ падежахъ обоихъ чиселъ. 15*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1