Отчет о съезде учительниц семинарок

Заставила д^тей заметить и высказать, что въ каждое жзъ этихъ пред- ложенШ входитъ существительное «мальчикъ», только въ первыхъ шести прим'Ьрахъ говорится объ одномъ мальчик'Ь, т. е. это существительное употреблено въ единственномъ числЬ, а въ ПОСЛ'ЁДНИХЪ шести N P I I M I P A X B тоже существительное употреблено во множественномъ числ'Ё; кром^Ь того, это существительное во -всЬхъ нредложен1яхъ стоитъ съ различными оконча- н1ями. Тогда сказала, что окончан1я въ именахъ существительныхъ изме- няются по числамъ и падежамъ. А такое изменен1е окончан1й существи- тельныхъ по числамъ и по падежамъ называется склонен1емъ. Затемъ назвала падежи съ вопросами ихъ, написала на классной доскА образецъ склонен1я и заставила самихъ учениковъ просклонять несколько существительныхъ по этому образцу, а къ следующему уроку заставила учениковъ заучить падежи съ ихъ вопросами. Чтобы дети скорей научились склонять имена суще- ствительныя, я заставляла ихъ выражать целымъ предложен1емъ вопросы каждаго падежа, напр.: именит, над.—кто, что идетъ или стоитъ? Родит;— кого, чего н^тъ? и т. д. Тутъ сказала о правописан1и предлоговъ нередъ существительными: ма- леньша словечки, или предлоги, напр. въ, къ, при, на и др., который сто- ятъ нередъ существительнымъ и требуютъ, чтобъ существительное изменило окончан1е по вопросу какого либо падежа, следуетъ писать отдельно отъ именъ- существительныхъ. После этого дала поняйе объ имени нрилагательномъ. Объ этошъ я на- чала такъ: написала на классной доске несколько нримеровъ: зеленая трава, большое поле, деревянный домъ, сестринъ платокъ. Потомъ заставила учениковъ сказать, что означаютъ слова: зеленая, большое, деревянный, сестринъ. Дети ответили, что все эти слова ноказываютъ признаки пред- метовъ. Тогда я сказала: «Видите, дети, что все эти слова прилагаются къ ииенамъ существительнымъ. И такъ, запомните, что слова, означающ1я различные признаки предиетовъ и прилагаемый къ именамъ существитель- нымъ, составляютъ часть речи—имя прилагательное. Изъ разборовъ дети сами вывели, что въ речи имена прилагательныя ставятся ВТ. томъ роде, числе и падеже, въ какомъ стоятъ существитель ныя, къ которымъ они относятся. Склонять имена прилагательныя задавала всегда вместе съ существительными. Такъ какъ учебнаго времени оставалось уже немного, то и не было воз- можности проходить грамматику далее, а дети успели только изъ разборовъ вывести определен1е прочихъ частей речи. О знакахъ препинав1я сообщала детямъ по мере усложнешя текста дик- танта, учила детей ставить ихъ также по смыслу, а не но внешнимъ при- знакамъ; напр. точка ставится тогда, когда мысль объ одномъ предмете кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1