Отчет о съезде учительниц семинарок

сутъ, а маленьйе съ ребятишками сидятъ дома; мы-то еще не убрались съ работами; осень, Богъ дастъ, простоитъ теплая, а до сн4гу-то мы ребятъ своихъ въ школу не пустимъ; вотъ нападетъ o n t o , да сберутся изъ пасту- ховъ, такъ тамъ, пожалуй, пускай ходятъ, хоть-бы дома не баловали, а то у насъ ихъ много, за день-то голову раскричать». По пр013д1Ё моемъ въ школу представилась глазамъ моимъ школьная би- блиотека; она состояла изъ HtCKOflbKHXb растрепанныхъ книгъ, который ле- жали въ разныхъ м^стахъ: на окнахъ, полкахъ, въ хозяйскихъ шкафахъ. Когда же я спросила, н'Ьтъ-ли книгъ еще гд4, мн4 сказали: «есть, должно быть, у учениковъ, да на чердакЬ, а еще не знаемъ». M такъ, первымъ д-Ьломъ, я принялась собирать книги, посылая въ тЬ дома, на которые мн'Ь указали. Но вотъ что озадачило мена: некоторые изъ крестьянъ отказались от- дать книги, говоря, что книгъ у нихъ H t o , а некоторые сказали, что так1я то и так1я книги имъ подарены; иные же просто отвечали: «ты в^дь, ма- тушка, не давала нашимъ ребятамъ книгъ, такъ что-жь и спрашиваешь?» Собрала я книгъ, сколько могла, составила имъ списокъ и отправилась къ священнику просить его отслужить молебенъ передъ началомъ учен1я. Священникъ об'Ьщалъ придти, но сказалъ, что, сколько бы я ни призы- вала, сколько бы ни объявляла крестьянамъ объ открыпи школы,—учени- ковъ еще у меня не будетъ, потому что погода стоить хорошая и мальчики всЬ на домашнихъ работахъ. Однако числа 14-го октября въ школ'Ь быль отслуженъ молебенъ, на ко- торый собралось челов^къ 12 будущихъ учениковъ и ученицъ. Съ этими 12'Ю д-Ьтьми, я думала, начнется и моя деятельность, но... увы! Ученики мои, въ числй 8 или 9 челов4къ, ушли домой, говоря, что- имъ учиться еще не время. И такъ, я осталась съ тремя учениками, съ которыми и начала за ни- маться. Къ концу октября у меня собралось уже около 40 человФкъ. Бсл'Ьдств1е не одновременнаго поступлешя мадьчиковъ въ школу, у меня образовалось несколько отд'ЬденШ. Я не каждый день могла дать по уроку въ каждомъ отдйленш, большую часть учебнаго времени д'Ьти должны были заниматься самостоятельными работами. При всЬхъ неудобствахъ въ этомъ отношенш, при самыхъ маленькихъ ycntxaxb, я была очень рада, что крестьяне вверили мн!; своихъ ребятъ, а ихъ в'Ьдь было не мало: 40 челов^къ. Я надйялась, что крестьяне поймутъ пользу науки и небудутъ посылать своихъ д'Ьтей въ школу только для того, чтобы они не мйшали имъ въ про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1