Отчет о съезде учительниц семинарок

должеше дня. Надежды и старашя мои не были напрасны: по прошеств1и месяца некоторые ияъ крестьянъ и крестьянокъ пришли ко MHt въ школу, какъ они сказали, посмотр-бть, гд'Ё сидятъ ихъ ребятаЗаняия имъ не- сколько понравились, кроме младшаго отделешя, где, показалось имъ,дети играютъ, а не учатся: «что это за ученье», говорили они: въ карточки игра- ютъ; по нашему—книжки-бы». Такъ непр1ятно было крестьянамъ видеть новый способъ ученья, хотя наверное они уже имели о немъ понят1е. Родители техъ детей, которыхъ я застала хотя плохо, но умевшими чи- тать по книге, говорили: «какое это ученье? учатъ все как1я-то сказки, а воскресной молитвы не знаютъ». Я рада была, что крестьяне все-таки хотя сколько нибудь интересуются школой и чрезъ несколько дней велела своимъ ученикамъ выучить на память молитву «Да воскреснетъ Богъ». Рекреац1ей между уроками крестьяне совсемъ были недовольны и тутъ- же наделали мне замечан1й, говоря: «разве можно давать тдкую волю ребя- тамъ шуметь, бегать, возиться? это все у нихъ дома бываетъ; нужно,чтобы они сидели смирно и учились, въ противномъ случае нужно ихъ наказывать а то они и всегда бояться не будутъ>. Когда же я сказала, что не хочу, чтобы дети боялись меня и что нака- зав1е вредно для детей, то получила въ ответъ: «Это по вашему такъ, а съ нашими детьми и жить нельзя, если ихъ не наказывать вы все же должны ихъ иногда пристрастить». И такъ, мне пришлось выслушать другую педагогику—родную. Я выслушивала замечан1я крестьянъ и надеялась, что они съ течешемъ времени переменятъ свое мнен1е о школе. Прошло шесть летъ съ того времени, когда родители посылали въ школу только для того, чтобы они не мешали дома, а теперь уже родители прихо- дятъ съ детьми сами, когда наступаетъ время отдавать ихъ въ школу; они какъ будто хотятъ передать своихъ дйтей съ рукъ на руки учительнице и замечашй, подобныхъ темъ, о которыхъ я сказала выше, уже не делЗютъ. Въ настоящее время учительнице не нужно упрашивать крестьянъ или советывать имъ отдать детей въ школу: они сами приводятъ детей въ школу и просятъ учительницу принять ихъ въ число ученикоБъ. Такимъ образомъ наплывъ детей въ школу съ каждымъ годомъ значи- тельно увеличивается. Въ первый годъ моего учительства я съ большимъ трудомъ могла набрать до 40 учениковъ, но въ настоящее время ихъ уже более семидесяти. Теперь крестьяне обижаются, когда получаютъ- отказъ въ приняии ихъ детей въ школу, что нередко бываетъ вследств1е тесноты помещешя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1