Отчет о съезде учительниц семинарок

Сообщете учительницы Садыковской гиколы Ек. Ив. Рахманиной. Отдавая своего ребенка въ шкоду, родители желаютъ и ожидаютъ,чтобы онъ выучился толково и бойко прочитать вслухъ какую нибудь книжку, на- писать письмо или записать что-либо. Такого рода взгляды мн4 не разъ приходилось слышать отъ родителей учениковъ. Такъ какъ крестьяне уверены, что вышедш1е изъ школы ученики должны ум^ть хорошо читать и писать, то у нихъ естественно является неудоволь- CTBie противъ такого рода факта: вышедш1й изъ школы ученикъ почти со- всЬмъ разучивается и читать и писать. Последнее происходитъ отъ того, что кончившШ курсъ ученикъ совсЬмъ не берется за книгу и перо и до того за- бываетъ npioöptTCHHoe въ школЬ, что затрудняется прочитать и написать слово. Отсюда являются упреки школ4: чему въ школ'Ь учатъ? не ум'Ьетъ ребе- нокъ по выхода ни читать, ни писать! Д-Ьйствительно, подобный явлетя встречаются, а особенно это часто бываетъ тамъ, где учительница остав- ляетъ безъ всякаго вниман1я всехъ кончившихъ курсъ учениковъ, т. е. не поддерживаетъ въ нихъ желан1я читать и посещать школу. Если ученикъ, по окончан!и курса, не будетъ иметь ничего общаго со школою, то у него все лучшее, что дала ему школа, вылетитъ изъ головы, и такимъ образомъ ученикъ останется только подъ вл1яшемъ одной кресть- янской среды. Ребенокъ, находя'съ въ школе, постоянно думаетъ то надъ темъ, то надъ другимъ сообщаемымъ фактомъ; каждый день ребенокъ узнаетъ что нибудь новое; часто поднимаются вопросы, которые решаются съ ноиощш учительницы; наконецъ самая школьная обстановка постоянно наталкиваетъ ребенка на мысль; словомъ, онъ до некоторой степени живетъ духовно. Но вотъ онъ выходитъ изъ школы, принимается съ отцомъ за работу, или-же отнравляютъ его на фабрику. Въ томъ и другомъ случае все время ребенка посвящается только одной физической работе. Если же и остается время, то ребенокъ тратитъ его на игры съ детьми, где опять таки упражняются фи- 8ическ1я силы, а духовный остаются въ бездейств1и. И такъ, мысль ученика, по выходе изъ школы остается въ застое; жизнь среды, въ которой онъ находится, жизнь однообразная, рутинная, часто довольно грубая, даетъ этой мысли мало средствъ и способовъ къ развитш. Но если со стороны семьи въ умственномъ развиии поддержки нетъ, пусА поддержку эту дастъ сама школа. Я не говорю о техъ выделяющихся личностяхъ, у которыхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1