Отчет о съезде учительниц семинарок

самостоятельно является стимулъ къ образован1ю: Tlfe, конечно, добудутъ. каше нибудь источники и средства для своего образоваша. Чтобы поддержать въ KpecTbancTBt желан1е самообразовантя, необходимо, чтобы кончивш1е курсъ ученики стояли, по возможности, ближе къ школ'Ь, т. е. носЬщали бы учителя или учительницу; а чтобы отъ этихъ посЬщешй было больше пользы, необходимы при школахъ библ1отеки для чтен1я. Коль дутъ стоять ближе къ школ'Ь, то они будутъ стоять ближе къ школЬ, тц они будутъ имЬть возможность получить интересную книжку, тутъ-же по- толковать съ учителемъ обо всемъ, что ихъ интересуетъ и на все получить болЬе или менЬе удовлетворительный, отвЬтъ. Такое обучен1е будетъ имЬть двоякую пользу: во 1-хъ, учитель будетъ имЬть возможность Бл1ать нрав- ственно на своихъ учениковъ, а во 2-хъ, умственный интересъ ихъ бу- детъ подниматься по мЬрЬ чтен1я книгъ и толковъ съ учителемъ но по- воду ихъ. ПримЬромъ этому можетъ служить Титовская школа, гдЬ я была помощ- ницей учительницы годъ тому назадъ. Тамъ всЬ кончивш1е курсъ ученики изрЬдка приходили не только въ учебные дни въ классъ, гдЬ занимались одинаково со всЬми учениками, но и въ праздники, чтобы попросить книжку или повидаться съ учительницей. Для дЬтей было цраздникомъ слушать раз- сказъ и чтен1е. НапримЬръ, мнЬ часто, по окончанш уроковъ, приходилось разсказывать о нЬкоторыхъ мЬстностяхъ земнаго шара, и, не смотря на позднее время, ученики увлекались до того, что просиживали лишнихъ два часа, т. е. до 5-ти часовъ пополудни, и все-таки просили разсказывать или читать. А возвратись домой, ученики передавали мой разсказъ своимъ роди- телямъ, которые также интересовались имъ, что видно изъ того, что даже собственный имена, забытые учениками, просили дЬтей записать съ моихъ словъ. Я отлично помню, что на другой день моего разсказа о Везув1и д'йти приходили и говорили: «Ек. Ив., какъ мы пришли домой, то разсказали батюшк'Ь и матушк'й все, что вы намъ говорили, и имъ очень полюбилось». Тутъ одинъ изъ мальчиковъ сказалъ: «только я забылъ, какъ называются , т'Ё города, которые засыпало пепломъ? Да батюшка вел'Ьдъ записать вамъ на бумажку, а я домой снесу». Тоже самое было со многими прочитанными статьями. Приходя домой, д'Ьти разсказывали содержаше статьи и все, что приходилось объяснять въ ней. Интересовались разсказомъ не только уча- щ1еся, но и кончивш1е курсъ ученики, которые приходили нарочно въ школу, чтобы узнать, когда я буду разсказывать или читать. Но читать, къ сожа- л'йшю, приходилось очень мало. Запииательныхъ и поучительныхъ книжекъ въ народной ШКОЛ 'Ь очень мало. Титовская школа находится въ мЬстности, гдЬ является довольно зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1