Отчет о съезде учительниц семинарок

семь лЬтъ тому назадъ въ первый разъ пр№хада въ теперешнюю мою шко- лу. Въ ШК0Л4 они очень р^Ьдко обижали другъ друга, но когда по оконча- нш уроковъ уходили домой, то доллшы были расходиться на разстоян1и чет- верти версты отъ школы и отправляться каждая пария по своей дорогЬ^ т. е. въ свое седен1е. Зд^сь они разделялись на две части, и нередко начиналась между ними возня, которая потомъ перехо -ила въ драку. Мальчики одной деревни нападали на своихъ товарищей другой, которые въ свою очередь дружно стояли за своихъ односельчанъ. Дрались старш1е, а маленьше въ то время стояли и смотрели на старшихъ. Некоторые изъ младшихъ побойчее туда-же иногда бросались, но скоро- отставали, вида свои слабыя силы. Сначала мальчики не говорили мне о дракахъ и не жаловались, но когда я узнала объ этомъ со стороны и стала спрашивать учениковъ,—почему они такъ ссорятся, то они говорили мне, «что они не ссорятся, а провожа- ютъ только napTia парию; но что если кому и разобьютъ носъ, такъ въ этомъ онъ уже саиъ виноватъ». На другой же день въ школе ученики были все дружны. Я приходила въ отчаяше, придумывала средства, которыми можно было- бы остановить сражешя моихъ учениковъ, но драки повторялись. Я приняла более стропя меры: ставила зачинщиковъ въ уголъ предъ »семъ классомъ; но имела ошибку наказывать не одного, а двоихъ или троихъ. Къ такому же наказап1ю мои ученики привыкли раньше, а потому длянихъ это было обыкновеннымъ, и они говорили даже своимъ товарищам!» такъ: «вотъ если бы одного только наказали, то было-бы стыдно, а вместе съ кемъ-нибудь—ничего». Наказанный дети не унывали и не хотели со- знаться въ томъ, что они делаютъ дурно. Оникакъ будто-бы говорили себе: простоимъ какихъ-нибудь 15 минутъ,, а потомъ, «какъ ни въ чемъ не бывало», опять будемъ на своихъ местахъ. Узнавши, что это не особенно сильно действуетъ, я наказывала по од- ному, и то очень редко, а более же всего ихъ уговаривала; потому что- нельзя пользоваться однимъ средстяомъ при исправленш детей: къ одному средству они могутъ привыкнуть. Однажды оставила я одного изъ учениковъ после уроковъ, и онъ разразился горькими слезами, обещалъ мне, что- больше никогда не будетъ драться. Я была рада такому исходу. Ученики стали драться реже, да къ тому же на другой день обиамнаые стали жаловаться. Здесь я впала въ другую ошибку: жалобы стали повторяться слиш- комъ часто, даже маленьк1е, во время самостоятельныхъ занят1й, толкиувъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1