Отчет о съезде учительниц семинарок

ромъ буквослагательный методъ не обязываетъ еще учителя nenpeMtHHO сле- довать ему при обученш детей: обучеше можетъ быть ведено по звуковому методу, при помощи разрезной азбуки;—упражнешя въ чтеши безсмыслев- ныхъ буквенныхъ сочетан1й должны быть устранены.—Учитель заставляетъ детей читать лишь те слова, фразы и статьи, кои хотя сколько нибудь мо- гутъ быть понятны детямъ и усвоены ими. Следуетъ сколь возможно более упражнять детей при ознакомлен1и съ каждой новой буквой въ чтен1и словъ и фразъ, составленныхъ изъ подвижныхъ буквъ. Въ дополнен1е къ сообщенной характеристике Азбуки Ннкольскаго руко- водитель Съезда сообщилъ следующее. При появленш своеиъ въ светъ Азбука св. Пикольскаго возбудила не- основательно преувеличенныя надежды на усовершенствован1е звуковаго ме- тода и вызвала незаслуженный похвалы со стороны проф. Юркевича, кото- рый и посвятилъ этому вопросу статью въ Ж. М. Н. Пр. подъ заглав1емъ «Будущность звуковаго метода». Юркевичъ вместе съ авторомъ Азбуки на- ходятъ, что главный недостатокъ звуковаго метода, трудность произ- ношешя согласныхъ звуковъ безъ гласныхъ, вполне устраняется Азбу- кой, въ которой согласные звуки (и буквы) отдельно не изучаются, а лишь въ сочетан1яхъ съ согласными: ознакомившись съ сочетан1ями согласнаго звука со всеми гласными, ученикъ чрезъ это дойдетъ до сознан1я согласнаго звука, хотя бы звукъ этотъ и. не быле произнесенъ учителемъ и учениками отдельно. Этимъ и объясняется, почему въ Азбуке Пикольскаго такъ много упражненШ для чтен1я безсмысленныхъ буквенныхъ сочеташй. И авторъ статьи, и авторъ Азбуки видимо не знали, что попытка научить читать пу- темъ изучен1я буквенныхъ сочетан1й не новость, и въ русской литературе были руководства и до Азбуки Пикольскаго, построенный на томъ же прин- ципе; но школьный опытъ убедилъ въ трудности и непригодности <слого- ваго» метода, который по существу своему мало чемъ отличается отъбукво- слагательнаго метода: и тамъ, и здесь ребенку приходится механически зау- чивать всевозможныя буквенный сочеташя. Поддержка, оказываемая Азб/ке Пикольскаго въ настоящее время, объ- ясняется, какъ надо думать, не методическими и иными соображетями, а именно господствующимъ содержан1емъ руководства. Матер1алъ для чтен1я въ Азбуке заимствованъ исключительно изъ св. истор1и, изъ книгъ духов- ныхъ; языкъ Азбуки полурусск1й, полуцерковный. Заслуживаетъ полного ува- жен1я стремлен1е дать ученикамъ народной школы съ перваго-же шага обуче- Hia серьезноечтеш, и особенно релипозно-нравственнаго характера; но важ- ность самого предмета обязываетъ каждаго быть особенно осторожнымъ, чтобы вместо пользы не принести детямъ вреда. Если мы съ первого шага обучен1я дадимъ детямъ матер1алъ недоступный- для нихъ, превышающ1й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1