Отчет о съезде учительниц семинарок

О м^стно-нар'одномъ и общелитературножъ язык^, какъ преджет^^ школьнаго учешя. Какъ школа борется съ затруднен{ямп, представляемыми м^стнымь неправиль" нымъ говоромъ? ВЫВОДЫ ИЗЪ С00БЩЕН1Й. Д^ти при поступлен1И своемъ въ школу говорятъ такъ, какъ научились они въ coMbt, а потому ихъ языкъ характеризуется тЪми же отличительными особенностями, отступлее1ями отъ общепринятаго языка литературнаго, искажен1ями и неправильностями, как1я существуютъ въ И'ЁСТНОМЪ говори. Школа оказываетъ aantTHoe вл1ян1е на исправлеше языка д16тей, и къ концу школьнаго курса Д-ЁТИ отвыкаютъ отъ употреблен1я въ своей рЁчи исключительно мЁстныхъ словъ и выражен1й, сглаживается до некоторой степени отличительный МЁСТНЫЙ характеръ произношен1я словъ, выговора рЁчи. TaKie результаты достигаются черезъ исправлен1е учительницей осо- бенностей мЁстнаго говора новичковъ, постоянными 8амЁчан1ями и указа- тпями на неправильность рЁчи, подражав1емъ вновь поступившихъ рЁчи учи- теля и старшихъ учейиковъ школы, Бл1яшемъ книгъ для класснаго и ВНЁ- ласснаго чтен1я. выводы ИЗЪ БЕСЪДЫ. Какъ далеко должны простираться заботы школы по oTnonieniio къ степени усвое- Hifl дЁтьми языка оОгделитературнаго? Средства школы для рЁшен1я этой задачи незначительны, вл1ян1е ея непродолжительно. Весь дошкольный перщъ ребенокъ переживаетъ нодъ вд1яшемъ языка мЁстнаго, на которомъ говорятъ ВСЁ окружающ1я ребенка близк1я ему лица; тотъ же языкъ ребенокъ слышитъ и въ кратковременный школьный пер1одъ своей жизни—въ внЁклассное время; только мЁстный языкъ будетъ слышать ученикъ—по окончаши своего школьнаго курса. Очевидно, что школа не можетъ успЁшно бороться со всЁми этими вл1яшями, не можетъ и ставить себЁ задачею ВПОЛНЁ отучить ученика отъ мЁстнаго языка и ввести ребенка въ полное и прочное обладаше языкомъ общелите- ратурнымъ. ЗамЁтное вл1яше школы и книги на мЁстный языкъ скажется лишь черезъ НЁСКОЛЬКО ПОКОЛЁШЙ, прошедшихъ послЁдовательно черезъ школу. Настаивая на исправлен1и того, что действительно неправильно въ мЁстномъ языкЁ, школа должна ограничиться лишь тЁмъ, чтобы научить своихъ учениковъ понимать общелитературный языкъ, ввести-же этотъ. яыкъ въ постоянное употреблен1е школа пока не имЁетъ возможности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1