Отчет о съезде учительниц семинарок

— 2 8 — ОБЪ 0ТН0ШЕН1ЯХЪ ШКОЛЫ КЪ ЯЗЫКУ НАРОДНОМУ. Исправляя говоръ д-Ьтей, учитель долженъ быть остороженъ, чтобы не внушить д'Ьтямъ чувства неосновательнаго пренебрежен1я и къ самому мест- ному говору, и къ лицаиъ, его употребляющимъ, чтобы не развить въ ре- бенка чувства самомн1>в1я, надменности, чтобы не развить въ немъ стремле- н1я щеголять словами и оборотами, которыхъ въ д'Ьйствительности онъ и самъ вполн'Ь не усвоилъ^ и 8начен1я которыхъ самъ вполн'Ь не понимаетъ. Неосторожный насмЬтки учителя надъ м'Ьстнымъ говоромъ ребенка, за- м'Ьчаше, что такъ говорятъ только люди необразованные, мужики, что «стыдно и совестно» такъ говорить и т. п . ,— все это можетъ внушить д-Ь- тямъ уродливыя мысли и чувства въ отношеши къ ce6t и окружающимъ. Да и далеко не всЬ особенности языка м'Ьстнаго и народнаго могутъ и должны подлежать исправлен1ю: въ народномъ язык^ существуетъ много словъ и выражен1й совершенно нравильныхъ, м'Ьткихъ, удачно выразитель- ныхъ, образныхъ, кои не вошли во всеобщее употреблен1е, благодаря лишь не ВПОЛН'Ь достаточному знакомству образованнаго класса нашего общества -съ языкомъ народнымъ. Народный языкъ былъ и всегда останется источникомъ, питающимъ языкъ общелитературный. Поэтому, исправляя мЬстный говоръ дЬтей, учитель долженъ всегда дЬйствовать крайне осмотрительно. Народъ, а за нимъ и дЬти, въ своемъ обиходномъ языкЬ употребляютъ часто слова и выражешя грубыя, циничный (какъ, напримЬръ, <бранныя слова»), та- KiH слова и выражен1я, по поводу которыхъ вподнЬ умЬстно замЬтить: «стыдно и совгьстно» такъ говорить. Но и народъ, и дЬти, чаще всего, сами такъ именно и думаютъ о такихъ словахъ и выражен1ахъ и учителю не представитъ особаго труда бороться съ сложившимися въ этомъ направ- лен in привычками дЬтей. ЗамЬчено многими, что школьники нерЬдко оста- навливаютъ своихъ научившихся въ школЬ товарищей, когда послЬдше «на гулянкЬ», въ играхъ и при другихъ обстоятельствахъ употребляютъ въ своей рЬчи бранныя слова. Но и въ отношеши словъ, считающихся гру- быми, неприличными, словъ и выражен1й, нетерпимыхъ въ общелитератур- номъ азыкЬ, учитель долженъ знать, дЬйствительно-ли слово грубо, ци- нично, а потому и нетерпимо, или только «не принято» такъ говорить. Если слово только «не принято»,жъьщшто безъ всякихъ къ тому осно- ван1й, то нЬтъ никакой надобности замЬчать дЬтямъ о неумЬстности упо- треблен1я этого слова. Въ дЬтскихъ книгахъ гр. Л. Толстаго встрЬчаются унотребительныя въ народномъ языкЬ и непроизносимыя въ обществЬ слова—кобыла, портки и т. п. Авторитетъ гр. Толстаго убЬждаетъ насъ въ томъ, что нЬтъ надобности замЬчать дЬтямъ о неупотребительности по- добнаго рода словъ. ЗамЬчан1я о неупотреблеши подобнаго рода словъ мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1