Отчет о съезде учительниц семинарок

гутъ BMŽCTO пользы принесть вредъ: д^ти будутъ доискиваться причины, по- чему это слово нельзя употреблять, и могутъ открыть то, чего въ действи- тельности нетъ; могутъ приписать слову такой смыслъ и значен1е, какихъ слово въ действительности не имеетъ, и о чемъ дети до этого вовсе и не думали. Вообще же о роли въ народной школе языка народнаго и общелите- ратурнаго нужно заметить следующее: Народный языкъ и въ количественномъ, и въ качественномъ отношен1и отличается отъ языка общелитературнаго. Общелитературный языкъ богаче словами и оборотами, богаче и своимъ содержан1емъ, какъ богаче содержа- шемъ и жизнь цивилизованнаго общества сравнительно съ жизнью просто- людина. Народный языкъ отличается отъ общелитературнаго и въ самыхъ способахъ выражен1я того или другаго содержан1я: не только въ реальномъ, но и въ отвлеченномъ; народъ мыслитъ формами, красками, образами, и языку народному более, чемъ языку литературному, присущи эпитетъ, cpaBHcnie, уподоблен1е, иносказан1е; народному языку мало-свойственны отвлеченныя формы выражен1я отвлеченныхъ понят1й и мыслей, те формы, кои служатъ результатомъ научно-развитаго отвлеченнаго мышлен1я. И по своей конструкщи народный языкъ значительно отличается отъ языка обще- литературнаго: народному языку несвойственны сложныя формы речи, въ немъ не встречается широко распространенныхъ предложен1й, уснащенныхъ различными определен1ями, дополнен1ями, обстоятельствами, — народная речь отличается краткостью и сжатостью, безъискусственною, простою обна- женностью. Ученикъ народной школы владеетъ (и то еще далеко не внолне) обиход- нымъ языкомъ семьи—языкомъ народнымъ; общелитературный языкъ для ребенка—чужой языкъ, вдвойне ему несвойственный (какъ ребенку и какъ простолюдину), а потому и малопонятный для него. Народная школа и ставитъ себе задачею постепенно перевести ученика отъ языка народнаго къ пониман1ю языка общелитературнаго: народно-оби- ходный языкъ семьи, которымъ владеетъ ребенокъ, стоитъ на самой низкой ступени; более высшую ступень занимаетъ языкъ народной сказки, песни, пословицы и проч., а на самой высшей ступени находится языкъ общелите- ратурный. Само собою понятно отсюда, что народный языкъ не только не можетъ быть исключенъ изъ круга школьнаго учен1я, но онъ служитъ въ народной школе первою исходною точкою отправлен1я въ обученш языку, первою (но, конечно, и не последнею) ступенью въ последовательномъ умственномъ раз- витии учащагося.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1