Отчет о съезде учительниц семинарок

(ВЫВОДЫ ИЗЪ С00БЩЕН1Й). Какъ облегчаетъ школа задачу обучен1я корелъ русскому языку. Во многихъ ИЗЪ школъ Тверской губерн1и, BMtcTt съ русскими, учатся и д^ти корелъ * ) . Д-Ьти-коредяки, по большей части, вовсе не ум'Ьютъ го- ворить по русски и обучен1е ихъ грамот^ и русскому языку встр'Ьчаетъ на нервыхъ порахъ значительный затруднешя. Затруднен1е это еще бол'Ёе уве- личивается всл'йдств1е того обстоятельства, что учительницы такихъ CMt- шанныхъ школъ, по большей части, вовсе не влад'Ёютъ корельскимъ языкомъ. Обучен1е въ корельскихъ школахъ ведется совершенно такъ^же, какъ и вовсЁхъ другихъ школахъ: дЬтямъ показываютъ букву, сообщаютъ ея зву- ковое назван1е, а потомъ изъ буквъ составляютъ слова (руссшя) и застав- дяютъ д^тей читать эти слова; дtти, знающ1я корельск1й и русск1й языкъ, объясняютъ корелякамъ значен1е прочитаннаго русскаго слова. Такимъ обра- зомъ, д'Ьтямъ-корелякаиъ приходится преодол'Ьвать двЬ трудности: учиться rpaMOTi и учиться чужому языку, и учиться при томъ еще условш, что учащ1й вовсе незнакомъ съ роднымъ для ученика языкомъ и не можетъ по- мочь ему преодол'Ьвать встрЬчающ1яся затруднешя. На нервыхъ порахъ учительница, не знающая корельскаго языка, объ- ясняется съ кореляками при посредствЬ другихъ дЬтей, знающихъ итотъ, и другой языкъ. Чтобы кореляки скорЬе научились понимать русскую рЬчь и говорить по русски, въ школахъ запрещалось и во время уроковъ, и во время перемЬнъ говорить по корельски. Къ концу школьнаго курса ученики достаточно овла- дЬваютъ русскимъ языкомъ, довольно бойко читаютъ, излагаютъ прочи- танное на бумагЬ и даже безъ большихъ затруднен1й и устно пересказы- ваютъ прочитанное. / выводы ИЗЪ БЕОЬДЫ. Чтобы сдЬлать для корелъ школу болЬе доступною, чтобы расположить ихъ въ пользу школы, чтобы возможно шире распрестранить между ними грамотность, необходимо, сколь возможно, облегчить первые шаги обучен1я. Нужно прежде всего желать, чтобы въ школахъ, открытыхъ среди корельскаго населен1я, учительница, хотя отчасти, владЬла бы корельскимъ языкомъ. Для этой цЬли лучше всего было-бы приготовлять въ учительницы болЬе способныхъ изъ окончившихъ курсъ въ народной школЬ дЬвочекъ'- корелокъ. ЗамЬчено, что корельское населен1е особенно любитъ учительницу, *) Есть так1)1 школы, въ которыхъ корелы еоотавляютъ ирео'1ладающее число; есть и таия, въ коихъ учатся исключительно одни корелы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1