Отчет о съезде учительниц семинарок

строенный на эти^ъ начааахъ союзъ и проч. и проч. Нужно (хотя и очень осторожно и уи^ло) подводить д1;тей къ С08нан1ю этой высоконрав- ственной основы сказки, нужно хотя отчасти открывать д'Ётямъ правду въ •сказка, и тогда сказка не будетъ лишь праздной забавой. Могучее впечатл'Ё- Hie сказки на душу ребенка можетъ быть образующимъ и воспитывающимъ средствомъ: ряды однородныхъ сильныхъ впечатл^шй нравственныхъ обра- зуютъ въ душ'Ь безсознательныя симпат1и и антипат1и, который въ свою очередь послужатъ началомъ нравственнаго направлен1я въ человЬк'Ь. Но сказки и песенки не нравятся народу, какъ недостаточно серьезный мате-' р1алъ для школьнаго учешя; народъ считаетъ чтен1е сказки «безд'бльемъ», онъ очень дорожитъ временеиъ и требуетъ отъ школы, чтобы она учила ребенка только ^дгьлу». Въ виду такого яснаго и непрелоннаго требован1я народа, школа должна уступить, хотя и на время, хотя и невполн'Ь. Когда народъ пов'Ьритъ въ школу и въ учителя, тогда эти уступки окажутся, •быть можетъ, и ненужными; въ настоящее время названный выше мате- р1алъ можетъ служить, во всякомъ случай, предметомъ для вн^класснаго чтен1я. ' ' • Какой способъ разработки статей предпочтительнтье: прежд читать статью въ ц-Ьломъ n потомъ по частямъ, или, наоборотъ, преждь- разоирать по частямъ, а потомъ уже прочитывать и въ ц'Ьломъ. BocnpiaTie читаемаго совершается въ услов1ахъ времени, и единственный путь къ такому BOcnpiHTiro— отъ частей къ целому. Поэтому ивъ классномъ чтенси сл^дуотъ идти отъ ра8ъяснен1я отд'Ьльныхъ частей къ уразум'Ьн1ю всего содержан1я читаемой статьи. Предварительное чтен1е сртей (до разбора) представляетъ много неудобствъ: прочитанная въ ц4ломъ, статья не будетъ BHOMH ^ интере- совать д'Ьтей при разъясненш ея содержашя, и д-Ьти не будутъ уже такъ вни- мательны при разбор'Ь ея; при чтен1и неразобранной статьи д'Ьти могутъ встретить много для себя непонятпаго, неяснаго, а потому и чтете ихъ не можетъ быть вполне правильнымъ и выразительнымъ; ошибки въ чтен1и легче запомнить и исправить въ томъ случай, когда прочитано заразъ не- много. Гакимъ образомъ, разработка статьи должна производиться въ слЬдую- щемъ порядк^: а) Чтен1е отрывка логически законченнаго: при этомъ исправляется :произношен1е и выговоръ словъ отрывка; отрывокъ читается столько разъ, сколько нужно для того, чтобы вс/Ь ученики въ состоян1и были прочитать зтотъ отрывокъ безошибочно. б) Оэъяснеше словъ, выражен1й, отношен1й между понат1ями, что дол- *) ВсЬ перечисленный здЬсь сказки помещены въ „Родноиъ CnoBt", ч. 1-я и 2-я.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1