Отчет о съезде учительниц семинарок

— 3ü — WHO привести къ ypaayMtHiro мыслей, а разъясвен1е взаимныхъ отношен!®' между мыслями приведетъ къ уразум'Ьшю общей мысли отрывка. Поел® над- лежащаго разъяснен!я отрывка, онъ читается вновь выразительно, и содер- жаще прочитаннаго пересказывается. в) Посл'Ь разъяснен!я каждаго новаго отрыйка предлагаются вопросы, служащ!е къ уяснен!ю связи и отношен!й между прочитанными отрывками. Такимъ образомъ, по м^р® чтешя, намечаются и части статьи. Въ курсе третьяго года для каждой части выработывается заглав!е, выражающее ея сущность. г) После разбора всей статьи, дети припоминаютъ главное содержан!е каждой части статьи (о чемъ и что говорится въ каждой части), отношеше одной части къ другой и отсюда уже заключаютъ и о главномъ содержаши всей статьи. д) Определивъ главное содержан1е статьи, дети разсказываютъ содер- жан!е статьи—то кратко, выражая каждую часть однимъ короткимъ пред- ложен1емъ, то полно. Краткое выражен1е статьи, а равно и планъ статьи,, полезно записывать въ тетради. е) Въ выразительномъ чтен!и статьи должно упрая!нять детей только после разбора всей статьи. Для упражнешй въ механическомъ чтен!и, а также и для пр1учен!я детей къ чтен!ю самостоятельному, полезно во второмъ и третьемъ году школьнаго учен!я задавать детямъ на урокъ для самостоятельнаго разучиван!я более легк!я статьи изъ классной книги для чтешя. Для более нагляднаго разъяснешя вопроса о пр!емахъ чтен!я статей. Ру- ководитель Съезда привелъ образцы подробнаго разбора двухъ стихотворен!й («Зимшй вечеръ Пушкина», «Пива» Майкова). Относительно разбора басеиъ выяснено следующее: во время чтен!я басни можетъ быть разъясняеиъ лишь прямой ея смыслъ, безъ всякаго при- менен!я действ!® и поступковъ животныхъ къ действ!ямъ и поступкамъ человека. Разборъ басни производится, такимъ образомъ, совершенно такъ- же, какъ и разборъ всякой другой"статьи. После прочтенш и разъяснешя всей басни, определяется ея главное содержан1е, опять-таки применительно къ действующимъ лицамъ басни, а не къ человеку. Этимъ можно было-бы и покончить разборъ басни; если же учитель желаетъ применить содержаше басни къ людямъ, тогда онъ долженъ заставить детей определить по басне *) Планы-конспекты разбора статей изъ книгъ Ушинскаго Родное Слово, Д^тснГи М1ръ см. въ книгЬ Опытъ плана-конспектоБъ элеиентарныхъ занятш по родному языку Д. Тихомирова; о пр1емахъ выяснен1я значения словъ, мыслей и пр. см. въ книг® объ Услов1я и пр1емы объяснительнаго чтен1я Зимницкаго.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1