Отчет о съезде учительниц семинарок

"характерныя особенаости каждаго д^йствующаго лица, а потомъ уже при- менить эти черты и къ человеку, привести тождественные съ содержан1е»ъ басни примеры изъ жизни людей; только тогда является возможность вывести иаъ басни и изъ придуманныхъ примеровъ мораль или нравоучен1е басни. Руководитель Съезда привелъ примеръ разбора басни «Обезьяна». Классное чтен1е въ различныхъ классахъ народной школы различается не по матер1алу только, но и по самымъ пр1емамъ разбора статей, и по темъ задачамъ, кои преследуетъ учитель въ каждой группе народной школы. Руководителемъ Съезда была предложена следующая программа чтен1я: Первый годъ. Въ течен1е перваго года большая часть времени и силъ ученика затрачивается на пршбретеше навыковъ механизма чтен1я; ученикъ за этой ступени епщ не способенъ къ более или менее сложными логическими процессами, а потому вполне достаточно, если ученикъ въ теченш перваго года научится по прочтенш предложен1я возстановлять въ своемъ сознаши мысль, заключающуюся въ этомъ предлол;енш, по прочтенш статьи возста- новлять последовательно ряди мыслей, составляющихъ содерлган1е этой статьи. Здесь не найдетъ себе места выяснеше связи между мыслями, обобщеше мыслей и т. п.; на сколько позволятъсилы, ученикъ сами собою, благодаря своими прирожденными способностями, будетъ до некоторой степени, инстинктивно чувствовать эту связь и эти отношешя между мыс- лями. Заботы учителя сосредоточиваются главными образомъ на томи,что- бы ученикъ восприняли мысль, восприняли бы и удержали въ своей памяти ряди мыслей, въ томи самомъ виде, какъ даны оневъ статье. Средствомъ къ достижен1ю этой цели служитъ простой переспроси прочитаннаго, пе- респроси преддожешя, переспроси всей статьи. Второй годъ. Здесь ученики пр1учаются находить мысль чрези разу- меше связи между поняиями, чрезъ выводы и заключен1я; здесь ученикъ уже начинаетъ вникать и въ связь между мыслями и доходитъ до пониман1я ихъ простейшихъ отношенШ (причина иследств1е, связь между предметомъ и явлен1ями по месту, по времени и проч.); здесь же, наконецъ, при по- мощи учителя, ученикъ группируетъ и обобщаетъ мысли и доходитъ до определен1я крупно выдающихся частей и главнаго содержан1я въ статьяхъ более легкихъ. Преобладающее средство, коимъ учитель пользуется для решен1я ука- занныхъ выше задачи—шве(?ете: учителыюмогаетъ ученику найти прежде -ocHOBanie, а потомъ требуетъ уже и вывода; прежде—посылки, а тамъ уже м заключеше; прежде формулировка мыслей, а потомъ уже и взаимное между ними отношен1е, а за этими и обобщен1е ихъ. Толковаше слови и жыражен1й, толковаше мыслей—особенно уместны въ курсе этого года. Tpemiu годъ. Въ курсе перваго и втораго года ученики научился на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1