Отчет о съезде учительниц семинарок

изучается, при помощи того или другаго нагляднаго nocoõia. За беседою сл'Ьдуетъ, по большей части, чтен1е статьи о томъ же предмет^—по книг'Ь для класснаго чтен1я. Въ NIKOTOPBIXB же случаяхъ СВ ' ЁД 'Ь Н 1 Я сообщаются и независимо отъ книги для класснаго чтен)я,лишь при помощи нагляднаго пособ1я и бесЬды учителя. Определенной программы сведен1й естественно-историческихъ, ге'огра- фическихъ и историческихъ нетъ, такъ какъ нетъ такой книги для класснаго чтен1я, которая удовлетворяла бы более или менее существующимъ требо- ван1ямъ курса народной школы. Въ выборе сведен1й учитель зависитъ, главнымъ образомъ, отъ присылаемыхъ въ школу книгъ для класснаго чте- н1я и отъ имеющихся подъ руками наглядныхъ iioco6ifl. Наглядными пособ1ями все школы наделены крайне скудно: "только въ некоторыхъ школахъ найдутся карта Тверской губернш и глобусъ, въ немногихъ школахъ есть географичесюя карты Европейской Poccin и плос- кошарШ да карты Палестины; въ большей же части школъ нетъ вовсе ни- какихъ наглядныхъ пособ1й, и при беседахъ приходится ограничиваться лишь теми картинками, как1я есть въ книгахъ для класснаго чтен1я. в ы в о д ы ИЗЪ БЕСеДЫ. Въ существующихъ книгахъ для класснаго чтешя (особенно же въ книге для чтен1я Водовозова) въ ряду другихъ статей помещено много и такихъ, кои превьшаютъ разумен1е детей и не могутъ быть поняты ими безъпредва- рительныхъ разъяснен1й со стороны учителя: это те статьи, кои имеютъ вйдъ и значен1е повторительныхъ конспектовъ по естествознан1ю, по географш и проч. Такого рода статьи обязываютъ учителя прежде всего въ живой устной беседе выяснить те иди друг1я знан1я, а потомъ уже чтешемъ статьи лишь утвердить и укрепить въ детяхъ вынесенныя изъ беседы знан1я, сделать ихъ полньшъ ипрочнымъ достоян1емъ учащихся. Здесь, такимъ образомъ, предпосылаемая чтен]ю беседа имеетъ главное и более важное образова- тельное значен1е, нежели чтеше; последнее является лишь второстепеннымъ образовательныиъ средствомъ, служащимъ только къ закреплен1ю сведен1й въ памяти. Въ техъ случаяхъ, когда статья книги для чтен1я понятна и доступна детямъ и требуетъ отъ нихъ лишь обычнаго напряжен1я мысли, необходимаго при всякомъ чтеши,—въ такихъ случаяхъ предпосылать чтенш беседу, исчерпывающую содержан1е статьи, не только безполезно, но и вредно, такъ какъ чтен1е въ этомъ случае теряетъ присущее ему образовательное зна- чен1е и низводится до простаго повторен1я усвоенныхъ въ беседе знанШ, повторен1я, служащего лишь для упражнен1я памяти. Предпосылая всегда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1