Отчет о съезде учительниц семинарок

бесЬду чтешю естественно-историческихъ, географических!, и историческихъ статей, мы т'Ьшъ самымъ лишимъ нашего ученика возможности пр1обр4тать и усвоивать путемъ чтешяанан1я, такъ какъ у ребенка составится иривычка воспринимать эти св^д^шя лишь съ голоса учителя, и онъ будетъ чувство- вать большое затруднен!е при чтенш книги, имеющей предметомъ своимъ разъяснен1е Ttab или иныхъ научныхъ знан1й. Школа должна дать уменье и навыкъ толковаго чтешя статей, не только литературнаго, но инаучнаго характера, безъ чего дальн-Ьйшее саморазвит1е ученика народной школы немыслимо. Совершенно иное значеше им^готъ бесЬды, идущ1я за чтешемъ одной или HiiCKOHbKHXB статей. Посл^ того, какъ статья прочитана, ученикъ пережилъ известное умственное напряженге, резудьтатъ коего выразился въ нретво- ренш слова въ образы, въ поняия, въ мысли, словомъ, когда ученикъ вполне воспринялъ и усвойлъ содержаше прочитаннаго,—посл'Ь такого чтен1я бес'Ьда можетъ быть д^ломь далеко нелишнимъ. БесЬда такого рода можетъ им-Ёть двоякое назначеше: а) она можетъ служить для нополнешя вынесен- ныхъ изъ чтешя св4д4шй; б) она можетъ служить для повторен1а, для свази, для объединешя въ различное время пршбр'Ьтенныхъ ученикомъ одно родныхъ знан1й. Беседы перваго рода (дополняюпдя статью) зависятъ отъ усмотр^шя преподавателя; бесйды же втораго рода (повторительныя) совершенно необходимы и безусловно обязательны: безъ повторитель-, ныхъ бесЬдъ, нолученныя ученикомъ знашя легко забудутся, восприня- тые въ различное время факты будутъ стоять въ сознанш одиноко, без- связно, отрывочно, и знан1я, такимъ образомъ, нотеряштъ большую долю своего образовательнаго значен1я. Всякая бесЬда учителя должна им^ть строго определенную цель, и учи- тель долженъ ясно сознавать и необходимость, и значен1е беседы, и ея тесную связь съ другими однородными заняыями. При настоящихъ крайне стеснительныхъ услов1яхъ, въ Kania поставлены народный школы (крат- косрочность курса народной школы, недостатокъ наглядныхъ пособ1й, не- достатокъ руководствъ для учителя, недостатокъ у учителя времени для приготовлен1я къ уроку), нетъ никакой возможности ввести въ курсъ на- родной школы кругъ беседъ, имеющихъ значеше самостоятельнаго предмета (отдельно отъ чтешя классной книги), и возможны лишь беседы дополнитель- ныя и повторительныя. Каждая беседа учителя должна быть построена по строго определенному плану. Вследъ за каждою беседою должно идти по- BTopenie всего того, что сообщено было въ беседе. Въ высшей степени жела- тельно, чтобы результаты беседы (планъ, более или менее подробный конс- пектъ, более или менее подробное изложен1е содержан1я) ученики заносили бы въ свои тетради.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1