Отчет о съезде учительниц семинарок

itocTb—факты HepibAKie, между т^мъ какъ нравствениыа силы д-Ьтей еще очень слабы, и впечатд4н1я такого рода способствуютъ къ раннему orpyötHiro и той безчувственности, которая прямо ведетъ къ пороку и преступлен1ю. Школа, на сколько возможно, должна заменить крестьянскому ребенку мать, ввести его ВЪ светлый м1ръ, м1ръ добрыхъ чувствъ, 4eMOBt4HOCTH, правды и любви. Но вопросъ—можетъ ли отвечать этимъ требовашямъ тотъ учеб- ный матер1алъ, который имЬеть въ своемъ распоряжен1и современная народ- ная школа? При классномъ чтен1и обыкновенно употребляются книги для чхен1я—Паудьсона, Водовозова, Ушинскаго и Родина Радонежскаго; книги Толстаго являются уже исключен1емъ, между т^мъ какъ онЬ могли-бы при- нести не мало пользы при чтен1и. Въ массЬ иачальныхъ училищъ не суще- ствуетъ никакой библ1отеки для вн'Ькласснаго чтешя, а если и есть таковая, то она состоитъ изъ жалкихъ обрывковъ—безъ .системы, а следовательно и пользоваше ею не можетъ иметь никакого значен1я для нравственнаго и умственнаго развит1я читающаго. Вся вера, все упован1е учителей въ до- стижеи1и целей чтен1я возлагаются на учебники. Изъ всехъ же упомяну- тыхъ учебниковъ ни одинъ взятый отдельно не дастъ въ полноте такого матер1ала, чтобъ имъ однимъ только и можно было ограничиться. Необходимо делать выборку изъ всехъ и сливать ихъ содержан1е въ одно стройное целое, отвечающее и времени обучешя, и направлен1ю развитчя. Въ одномъ учебнике найдете перевесъ въ статьяхъ, отвечающихъ однимъ требован1ямъ и ону- скающихъ развит1е другой стороны, и наоборотъ. Такъ напр. у Водовозова изъ 16Ü статей—52 по естествознан1ю, 18 ст. географическихъ, 5 исторп- ческихъ, 11 басенъ и только 16 повествован1й о происшеств1яхъ, способ- ныхъ картинностью изложешя и основною мыслью занять ребенка; все остальное—onncauia, лишенныя всякаго интереса для читающаго, или стихо- творешя, которыхъ, впрочемъ, очень мало, и при всемъ томъ составитель руководства делаетъ pesKift йереходъ отъ маленькихъ оиисан1й къ статьямъ по естествозаан1ю научнаго характера, къ пониман1ю и ycBoeniio которыхъ дети еще не подготовлены. Кроме того, въ книге Водовозова есть недо- статки въ языке. Укажу на некоторый изъ статей Водовозова, которыя не имеютъ интереса: «Ваня въ классе», «Хата», «Дворъ», «Зима», «Зимн1я забавы», «Огородъ и Нива» и друг. Въ томъ, какъ Ваня нришелъ въ школу и отъ перехода съ улицы въ комнату сначала ничего не могъ разглядеть, не представляется ни чего интереснаго; onncanie хаты и двора также не даетъ пищи ни уму, ни воображешю: все эти картины до такой степени намозолили глаза крестьян- скому ребенку, что онъ пересталъ ихъ замечать, и вдругъ ьнига ему повторяетъ то же самое, между темъ какъ отъ книги хотелось бы ему взять что-нибудь новое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1