Отчет о съезде учительниц семинарок

нриглашеше явиться въ школу, въ которой всЬ онЬ получили свое образо- ван1е и воспитан1е. На каждый изъ предложенныхъ вопросовъ получено было по нескольку сообщен1й. То или другое число сообщеп1й по вопросамъ про- граммы указывало па б0льш1й или мепьш1й жизненный интересъ предлагав- маго вопроса. Такъ, по вопросу объ обучеп1и церковпо-славяпскому чтен1ю представлено было наибольшее число сообщен^ (шестнадцать), и обсужден1е этого вопроса на съ^зд'Ь отличалось наибольшею живостью, наибольшимъ учасыемъ всЬхъ присутствовавшихъ на Съ^зд'Ь учительницъ. Вопросъ о первоначальномъ обучен1и былъ разработанъ на Съ-йзд-й гораздо шире рамокъ программы; интересъ этого вопроса сосредоточивался не на спорахъ о раз- личныхъ пр1емахъ звуковаго метода, о ра8личныхъ,видоизм'Ьнеп1яхъ этого метода, а на. выяснети значетя народнаю и общелитературнаю- языка въ курсЬ народной школы, на выясненш вопроса о содержаши ста- тей для класснаго чтешя, на содержаши бесЬдъ учителя съ учениками. За то иные вопросы и въ сорбщешяхъ учительницъ, и въ бесЬдахъ на СЪ'ЬЗД'Ё оказались мен^е разработанными, ч'Ьмъ того требовала программа. Такъ, между прочимъ, вопросъ о метод'Ь сбвм^стнаго обучен1я письму-чтешю,. вопросъ о преподаваши грамматики остались, какъ это видно изъ отчета, недостаточно выясненными, БЬ. томъ или другомъ отношенш къ различнымъ вопрогамъ программы нельзя не вид-Ьтн отражен1я вл1ян1я жизненной действительности: учитель- ница-практикъ интересуется каждымъ вопросомъ по стольку, по скольку онъ важенъ въ действительной жизни существующей школы. Вл1ян1е жиз- ненной действительности, среди которой совершается деятельность народ- ной учительницы, определенно обнаружилось и въ самыхъ воззрешяхъ учи- тельницъ на школьное дело, и въ отступлен1яхъ отъ общепринятыхъ мето- дическихъ «правилъ», кои уже не считаются более учительницами непре- ложными законами. Смеемъ думать, что это добрый знакъ: народная школа начинаетъ аклиматизироваться, слагаться подъ вл1ян1емъ жизни въ опреде- ленный формы; въ народномъ учителе выработывается уже «свое собствен- ное мнение», которое онъ не боится высказывать даже и въ томъ случае,, когда оно и несогласно «съ общепринятыми» мнен1ями; пора^рабскаго подра- жан1я, пора безпочвенной школы проходитъ, и мы переживаемъ время нарож- ден1я русской народной школы. То обстоятельство, что по каждому во- просу Съездъ выслушалъ по нескольку письменныхъ и устныхъ сообщен1й, въ высшей степени благопр1ятствовало составлен1ю ясныхъ, отчетливыхъ, безошибочныхъ представлен1й о томъ, какъ и чему въ действительности учатъ въ существующихъ деревенскихъ школахъ, при какихъ услов1яхъ со- вершается это учете, съ какими трудностями приходится бороться школе, чего требуетъ отъ шкоды жизненная действительность. Благодаря этому жег

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1