Отчет о съезде учительниц семинарок
Статейка «Огородъ и Нива» сообщаетъ, что въ cropoÄt растетъ капуста, изъ которой варятъ щи, растутъ картофель, огурцы и ptna, а на нивахъ хлЪбъ, нрибавляющШ силушки и т. п. Можетъ-ли быть интересъ въ такомъ чтен1и? Что оно даетъ? Вообще изъ первыхъ трехъ рядовъ упраж- нен!й у Водовозова, которыя по легкости содержан1я можно читать въ конц'Ь перваго и въ началй втораго года, можно остановиться лишь на сд'Ьдующихъ статьяхъ: «Страпничекъ», гд'Ь Д'Ётямъ ясно рисуется бедный, усталый пут- никъ, а рядомъ съ этимъ является сочувств1е и помощь доброй женщины, и какъ-то особенно приветливо веетъ отъ ея словъ; «Зверь ичеловекъ», где высказывается преимущество человеческаго ума надъ окружающею при- родою; «Камень и Железо»; «Огонь», где выясняется польза последняго для человека; «Можно-ти словить воздухъ»—объяснеше свойствъ воздуха; «Антоша»,—прелестный разсказъ, рисующ1й честнаго мальчика; «Вода», 1зъ статье этой объясняется образован1е дождя, рекъ и болотъ; «Трудолю- бивый медведь», «РакъиЛиса», «Лиса и Журавль», «Пчела», «Собака и Лошадь», «Маленькая Катя»,-«Жорозко», «Еотъ, козелъ и баранъ», «Две бочки», «Находчивый». Стихи: «Весна», «Нива», «Урожай», «Посевъ» и «Мужичекъ съ ноготокъ» дети съ удоводьств1емъ заучиваютъ наизусть,— ииъ очень нравится не только содержате, но и самая музыка стиха,—Да- лее у Водовозова идутъ уже трудный статьи, достугшыя лишь для учени- ковъ конца втораго или же третьяго года, между темъ какъ вышеупомяну- тыя статьи можно читать въ конце перваго года. Такимъ образомъ, мате- piana для перваго года оказывается недостаточно, и учитель по нообходи- мости принуждеиъ искать матер1ала для чтен1й въ другомъ руководстве. Книга Паульсоиа, съ своими легкими по содержан1ю статьями, разви- вающими воображеше, имеетъ педостатокъ въ тоне и направленш статей. Если задача чтен1я въ начале должна заключаться въ развит1и воображен1я, сердечности и постепенноиъ упражнен!!! мыслительной способности, то предоставлен1е детяиъ свободы самимъ додумываться до общей мысли статьи есть уже начало раавиыя этой способности, и этотъ самостоятельный трудъ составляетъ главный интересъ чтен1я. Детямъ нравится самостоятельно де- лать выводы изъ црочитаннаго, следуетъ только дать, при помощи вопро- совъ, направленхе ихъ мысдямъ. Между темъ какъ въ книге Паульсоиа, въ каждоиъ почти разсказе рядомъ съ изложен1емъ разскааа идетъ въ конце и нравоучен1е, поясияющее главную мысль статьи. Нравоучен1е, при томъ, дается часто въ такомъ направлеп1и, что можетъ вместо пользы принести одинъ вредъ. Такъ напр., въ разсказе «Играюиця собаки» нравоучедНе отца Мите есть уже скучное и слащаво-приторное восхвален1е добродетели Пол- кана, тогда какь все содержаа1й статьи должно бы быть сведено къ тому, что Полканъ просто по доброте обязанъ былъ такъ поступить. Что же особей-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1