Отчет о съезде учительниц семинарок
наго въ том'ь, что онъ, большой и сильный, не обид1;лъ аалепькой Моськи? Ва- ч^мъ его восхвалять? и разв-Ь добро безъ благодарности и похвалы не- мыслимо? И въ KHiirt Паульсона много такихъ пра1шучен1й, все въ одномъ и томъ же тон'Ь; много натяжки доброд11тельныхъ чувствъ, который далеки отъ жизненной правды, и потому мало интересны, и не могутъ производить надлежащаго BnenaTfltHia на д^тей. Возможность согласить действительную жизнь съ прекрасными образами прочитаннаго есть общее желан1е какъ ма- ленькихъ, такъ и большихъ; въ этомъ заключается и главное достоинство литературныхъ произведен1й, а разъ явилась натяжка, согласован1е немысли- мо. Чтен1е по KHIIRT Паульсона иногда доводитъ до курьезовъ. Разъ читалась статья «Вододинъ подарокъ». Больная мать послала сына отнести бабушка корзину съ яблоками, а одно дала ему самому съесть. Володя снряталъ яблоко въ карманъ и потомъ, отдавая корзину, подарилъ также бабушк'Ь и свое яблоко. «Что-же онъ самъ его не съ'Ьлъ? зам1)Тилъ одинъ ученикъ.— «Онъ хот'Ьлъ подарить бабушка и свое яблоко». —«Да в'Ьдь у ней много!» было уморительнымъ отв'Ьтомъ. «Онъ xOTta, показать, какъ любитъ ба- бушку». Ученикъ замолчадъ, но видно было, что остался въ HeAoyMtnin. Въ самоиъ Alifli, у бабушки и безъ того много яблоковъ, а она не могла не знать, что Володя ее любитъ; да и устоитъ-ли ребенокъ противъ соблазна когда сама мама позволила съ4сть яблоко?—Натяжка. Еще въ первый годъ чтен]е по Knurl; Паульсона возможно ради того, что въ ней преобладаютъ разсказы; но большая книга Паульсона, предназначен- ная для д-Ьтей старшаго возраста, не им-Ьетъ уже решительно никакого зпа- чен1я:—она не даетъ знашй и совсЬмъ неинтересна для детей. Книги Толстаго нравятся детяиъ несравненно более книгъ Паульсона и Водовозова, и это понятно: языкъ статей Толстаго близокъ къ народному и какъ бы только влитъ въ литературную форму; онъ близокъ сердцу и поня- тень уму крестьанскихъ детей; содержан!е же полно глубокаго чувства и правды. Особенно замечательна способность автора самыя глубок]я мысли делать понятными даже и детямъ. Его статья «Муравей и Голубка», основ- ная мысль которой—услуга платится услугой—близка къ жизни. Множество сказокъ я разсказоБъ делаютъ книги Толстаго чрезвычайно интересными и первыя две изъ нихъ можно дать въ начале обучен1я. Статьи же по осте • ствознан1ю можно читать параллельно съ такими же статьями Детскаго Mipa Ушинскаго, на 3 годъ. Замечательно хороша статья Толстаго «Богъ правду Бидитъ, да не скоро скажетъ». Въ ней выставлена высоко хриспан- ская личность Аксенова, который весь проникнуть глубокой верой въ Бога, терпен1емъ, милосерд1емъ, что и составляетъ идеалъ христ1ан1ша. По своему языку и художественному изложенш, она совершенно доступна детямъ, и они положительно зачитываются ею и делаютъ свои замечагпа. «Ведь онъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1