Отчет о съезде учительниц семинарок

государства и объ исторической жизни народа; они хороши только какъ до- бавдеше къ другому учебнику. Такой n p o o t o но истор1и дсполняетъ Ушин- ск1й въ 1 и 2 томахъ «Д'Ьтскаго aiipa», гд-Ь очень обстоятельно говорится о вознйкновен1и Русского государства, о борьб11 князей съ врагами, о глав- ныхъ д'Ьятеляхъ распространен1я христ1анства. Ярко, картинно выступаетя. жизнь князей; разсказы написаны такимъ хорошимъ языкомъ, что Д 'Ьти безъ труда передаютъ прочитанное, не упуская ни одного факта, жал'Ья страдаль- цевъ и негодуя на неправду; однимъ словомъ, видно, что душа ихъ уча- ствуетъ въ paacKaat. Правда, истор1я въ книг^ Ушинскаго кончается цар- ствован1еиъ Петра I, но 11осл4дую1ц1я важныя событ1я можно передать дЬ- тямъ и въ ус1 ной бес'Ьд'Ь. Въ своихъ географическихъ статьяхъ Ушинск1й знакомитъ съ землей, какъ планетой, и главными деятелями, открывшими ея движен1е; съ морями, горами, съ путешеств1ями Кука, Магеллана, Васко де Гама и Колумба—въ связи съ открыт1емъ Америки; съ различными народами—Киргизами, Самое- дами, Эскимосами, Голландцами, съ рекой Волгой и ея прибрежными горо- дами. Все эти описашя очень хороши и дадутъ известную сумму знашй. Но у Ушинскаго нетъ совсемъ описан]я черноземной полосы Pocciii, степей Кавказа, Сибири, нетъ сведен1й и о промышленной деятельности русскаго народа; словомъ, УшинскШ не вполне и поверхностно знакомитъ съ Pocciefi. Водовозовъ отчасти можетъ дополнить этотъ недостатокъ своими раз- сказами: сЗпмовка на Ледовитомъ море», «Самоеды и друг1е жители Се- вера», «Паши леса», «Южный край», «Рыбный промыселъ на Урале», «Шелкъ и шерсть», «Ленъ, пенька и хлопчатая бумага», «Польза отъ сруб- ленныхъ деревьевъ», «Писчая бумага и книгопечатан1е». Друг1я же его статьи, по своему назначешю, тоже могли бы достаточно ознакомить съ Рос- слей, напр. «Русская земля на плане 2 ст.», «Великая река», «Хлебный край», «Уралъ и Алтай», «Главный полосы Pocciii», «Средняя полоса Рос- ciH», «Южная полоса Poccin и Сибирь», «Дорога отъ Царицына къ Орен бургу», «Металлическ1я издел1я», «Сольигорюч1е матер1алы», «Употребле- Hie глины и песку»; но статьи эти имеютъ существенные недостатки. Въ нихъ дается сплошной рядъ собственныхъ именъ съ самыми сжатыми и отрывочными замечан1яии, что очень тяжело для усвоен1я прочитаннаго. Приходится всё брать памятью, которая должна усиленно работать, чтобы запомнить эту массу именъ, и при этомъ, постоянно нужно отрываться отъ книги, надо смотреть на карту, что въ конце концовъ доводитъ детей по- ложительно до утомлен1я. Опытъ убедилъ меня, что отъ этихъ разсказовъ у детей остается какое то смутное, сбивчивое понят1е о Poccin, и то только у детей съ богатой памятью, у более же слабыхъ никакихъ знан1й не остается. Все это побудило меня составить конспектъ разсказовъ по географ1и Poccin,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1