Положение школьного дела в Тверской губернии

- 11 -- комплектовъ) что составляетъ 42,4 и 42,5 % . Такимъ образомъ въ гу­ бернiи числа подлежащихъ къ отк.рытiю школъ и I{()м плектовъ движутся къ своему пред'влу одинаково быстро; Но ПОJIоженiе дъла въ уъздахъ ДОВОЛЬНО разнообразно: въ однихъ ростутъ относительно бы­ стръе ШIЩЛЫ, ч'вмъ I{()МШleItТЫ, въ другихъ паоборотъ. Тю{ъ, исключал уъзды--1'веРСIЩЙ, гд'f" школьная съть заПОJIНt:на и ВесьеГОНСI{iй, гд'f" въ 1910-1 1 Г., дЛЯ заполненiя съти оставалось открыть лишь незначи­ тельное число школ'Ь и I{ОМПJlектовъ-мы видимъ слъдующее: въ Б'в­ жеДI{ОМЪ, Н:аJIЯЗИНСКОМ'Ь,' к'орчеВСIЩМЪ, РжеВСIЩМЪ и Старицкомъ уъз­ дахъ школъ открыто относительно больше, чъ-rviъ I{омплектовъ, а во вс'вхъ остальныхъ происходитъ обратное явленjе . Нельзя не признать, что характеръ д'вятельности земствъ въ пе- . рiодъ осуществленiя ПЛaJ:IOВЪ ' всеобщаго обученiя опреД'ВJlяется въ значитеJIЬ НОй степени и состоянiемъ д'вла ДО этого перiода: тамъ, ГД'В, ь:акъ въ НОВОТОРЖСIЩМЪ и Тв е рскомъ у . у . , бьша удовл еТЕорена потреб­ ность въ . ШКОЛ'в территорiа.'IЬНО, 'Г. е . были заполнены IIшолами почти вс1\ ШКОJIьные районы, въ истеюпiй перiодъ была возмож­ ность УСIJЛИТЬ дъятельность по расширенiю сущеСТВУЮIДИХЪ пшолъ, и наоборотъ, ГД'В БОJlьше всего чувствовалаСL пустота IШ\.ОJIЫIЫХЪ рай­ оновъ, дъятельность земствъ была напраВJlена преимущественно къ заполненiю этихъ райновъ школами. ОДНaI{О) на ' характеръ д'вятельности земствъ еще въ большей степени lIaRладываютъ свой отпечатокъ тъ основанiя, которыя ими БЫJlИ приняты при состаВJIенiи сi>тей:-радiусъ ШКОJIьнаl'О района, ВЗГJIЯДЫ земствъ на КОМIIJlеRТНЫЙ составъ ШRОJIЪ, тщатеJIЬНОСТЬ вы'бора районовъ и т . Д ., И т. д. ТаRЪ, напр . при 2-хъ верстномъ радiусlз района въ Весьегонскомъ твздi" естественно ВОЗЮIRаJlа необходимость ОТRрытiя БОJIьшаго числа ПШОJIЪ, Ч'вмъ при прочихъ равныхъ уело.вiяхъ и 3 -хъ верстномъ радiусъ друго ['О уЪзда . При стремленiи HtRO– торыхъ уъздовъ И въ особенности НОВОТОРЖСI{аго) проектировать воз­ можно. БОJIьшее КОJIичество ШКОJIЪ сЪ двумя И бол'ве учащими, ростъ числа школъ, конечно, долженъ идти ОТJfосительно слабъе, чъмъ въ .другихъ уъздахъ, не ра;щ'влявшихъ llодобныхъ стреМJIенiЙ. Разнообразiе основанiй, принятыхъ земствами при составленiи сi>тей, несомнънно ОRажетъ влiянiе и на ОД'ВfШУ проЙ.п;еннаго пути по осущестп.rrенiю IIШОЛЬНЫХЪ сЪтеЙ. ОДlШI{О) еСJIи-бы мы разсматри­ вали пройденный I.Iу 'lЪ· безотносительно къ чему Jшбо и интересо­ вались достигнутыми результатами, каRЪ таковыми, то имъли-бы возможность произвесть эту оД'внку сравнительно точно, такъ I{aK'!> въ Rонечномъ счетъ оперироваJIИ- бы съ фю>:тами. Но какъ выше указывалось, пройденный путь насъ интересуетъ Вl, ·связисъ предстоящимъ и достигнуты е результаты-въ связи съ дости ­ гаемыми, поэтому при всъхт) сраВПЕ'нi яхъ мы должны имtть дъло съ ИЗВ'ВСТ,ными предi>JI ЬНЫМИ ве.пичинами школ'В и комплеI{ТОВЪ, на ра з -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1