Положение школьного дела в Тверской губернии

- 67 - КаI~Ъ видно изъ нея, въ 1908 г., когда по смътамъ всъхъ земствъ, за исюпоченiемъ КорчеВСRОГО, не проходило пособiе казны, 96,5 % вс'lзхъ расходовъ на Народное обраЗ0ванiе ПОI~рывалось земскими средствами. Въ 60лъшинств-J" у'вздовъ они покрывались .I'IСI~лючительно или почти ИСКJIIО'Iительно И3Ъ зе МСЮIJСЪ средствъ, а низкiй процентъ ихъ, показанный: по Корчевскому у'взду въ этомъ году, явился резулиа'l'омъ назначенiн это.му УВЗДУ къ тому времени Iщзеннаго пособiя. Въ посл'f,дующiе . годы зе мсн:iя средства постепенно уступаютъ свое преобладающее значенiе казеннымъ и % ихъ постепенно падаетъ. Наибол'f,е Р'вз[~uе паденiе им'f,ло мъсто въ первые годы ВВ8денiя все­ общаго обученiя ВЪ 19О9 г. зеМСI~iя средства но губернiи покрывали 6616% или 2 /з вс'вхъ расходовъ на народное образованiе, въ 1910 Г. уже только 47;4% ИJIИ мен'ве половины ихъ. 3атъмъ доля земскихъ расходовъ падаетъ менее ръзко и состав .1Jнетъ въ 1911 г . 41 ,20/0 и въ 1912 г. 37)20/0 общей ихъ суммы . Паденi е процентнаго отношенiя зем скихъ расходовъ на народное обраЗ0ванiе къ общей суммъ ихъ по отд'f,льнымъ У'нздамъ довольно разнообразно, какъ разнообразны и тъ причины, которыя вызывали и опред'f,ляли это паденiе. Главн'f,йшей изъ этихъ причинъ является наз наченlе пособiя на содержанiе школъ, разм'f,ръ-же его опред'f,лялся, съ одний стороны общимъ IIланомъ введенiя всеобщ. обученiя, съ другой-же, что гораздо · ваЖIгlщ отношенiемъ Министерства Н. П. къ отд'lшьнымъ ходатайст­ вамъ земствъ. При отсутствiи въ первое время правилъ точно опред~rыяю­ щихъ поряДокъ назначенiя пособiй, это отношенiе МНП. къ различнымъ ходатайствамъ было различно. Усвоенный поздн'f,е Министерствомъ порядокъ назначенiя пособiй лишь въ разм'нр'f, той его части, I~оторая была необходима на доведенiе жалованья до нормы и покрытiя новыхъ расходовъ по осуществленiю плановъ, им'f,лъ своимъ ПОСJI'f,дствiемъ то, что въ таIШХЪ у'нздахъ какъ Тверской и Новоторжскiй, гдъ ШI~ОЛЪ­ но е д'f,ло было наибол'f,е развито и земскiя ассигнованiя наи60л'в е велики, uбщая сумма I~азеннаго пособiя было относитеJIЬНО меньше 'гвмъ въ другихъ у'вздахъ, и такимъ образомъ О/о земскихъ ассигнн­ ванiй въэтихъ у'вздахъ падалъ не такъ быстро, что и ПОI~азываетъ таблица. Наконецъ большое влiянiе на рОJIЬ земскихъ ассигнован!й въ каждомъ отд'f,льномъ случа'f, оказываетъ планъ школьнаго строитель­ ства, въ соотв'f,тствiи съ проведенiемъ котораго въ жизнь вносимыя въ смъты т1:, или ИНЫЯ суммы пособiя и ссуды на нужды школьнаго строительства то' ПОвышаютъ, то понижаютъ ихъ значенi е . Въ виду значительности размъра ссудъ и пособiй, включенiе ихъ въ смъту обычно вызыва:етъ довольно р'взкое изм'f,ненiе отношенiя земскихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1