Положение школьного дела в Тверской губернии

9 Съ 1894 г. по 1898 г. 4 uшо;гш, " 1898 ". " 1902 " 3 " 1902 " " 1907 " 5 " " 1907 " " 1912 " 30 " Такимъ обраЗ0МЪ, значитеJIьное у:величенiе школъ этого типа наБЛIQдаетея ИGКJIЮчительно въ послtднее пятил'Втiе. Хотя полученный матерiаJIЪ является далеко не исчерпываю­ щимъ, но 'rtмъне менъе онъ позволяетъ уловить взглядъ на школы этого типа самихъ учащихъ, а также выяснить тъ или иныя стороны ихъ организацiи. И3Ъ 4-хгодичныхъ ШI~ОJIЪ, по мнtнiю учащихъ. наимен'ве жела­ тельными ' ЯВJIЯЮТСЯ тт. школы въ I\.OTOPblXi. одновременно ' функцiони­ руютъ 4 отдtJlенiя и въ которыхъ, УЧaJЦИМЪ приходится слишкомъ мало удtлять времени I~аждому изъ отд'В.ТIенiЙ, а учащимся, наобо­ ротъ, слишко~ъ ' много работать самостоятеJIЬНО. Въ такихъ шко.пах']>, по отзыву всъхъ учащихъ, за ИСIщюченiемъ двух'Ь, невозможна CKO;lbK\)– нибудь ПРОДУН:'l'ивная работа, но и въ отвътахъ этихъ ДВУХЪ. рабо'l'аюшихъ въ четырехъ-отд'вленныхъ IIШОJlахъ, дt.пается OroBopI~a: "воз­ мо;жно . им'вть И 4 ОТ):('ВJIенiя, но это сопряжено съ ущербомъ для дъла и .пИШИИМЪ ТРУДОМЪ ДJIЯ учащаго" . Наиболtе желательной, по отзыву большинства учащихъ, · ЯВЩlется школа съ двумя 01'дtJJенiями при прiем't. и въшуск'в черезъ годъ, и меньшинства·-съ 3-мя отдtленiЯМlI, хотя и такой видъ школъ, по мн'внiю н'вкоторыхъ изъ нихъ) имtетъ за собой свои слабыя стороны, Одною И3Ъ ЭТИХЪ сторонъ ЯВJIяется неежегодный прiемъ учащихся, благодаря чему въ первыя отд'lщеНjЯ попадаю'rЪ дtти раЗJIИЧНЫХЪ возрастовъ, что несомн'внно отражается на правильномъ ход'в занятiЙ. Прiемъ черезъ годъ, каI{Ъ пишетъ уча­ ш;iй Весьегонскаго у'взда, даетъ д'втей двухъ возрастовъ-восьми п . десяти Л'ВТЪ) что замеДJIЯетъ обученiе и м'вшаетъ правильной постt\- новкъ дtла, а иногда даже ВСJJ'Jщствiе этого д:вти десятилtтняго воз­ раста удерживаются родитеJIЯМИ, катеъ устар'ввшiя, дома. 'Готъ же взглядъ высказывается и ОДНИМЪ И3Ъ учащихъ 3убцовскаго уtзда, "Въ шкоды подобнаго типа", · пишетъ учащiй Новоторжскаго у'вздn: "с.ч:'Вдуетъ ПОСЫJJ а'l'Ь самыхъ ОIIЫТНЫХЪ учащихъ, знакомыхъ 6Ъ но- 13tйшими методами преподаванiя, въ противномъ случа'в, кром'в ум­ ственно отсталыхъ, 13'1 О'fдtJlенiи наберется много д'втей, педагогически отсталыхъ, '1'акъ что из ъ I{аждаго отд1шенiя ПОJIучатся два, занп~rаться же СЪ четырьмя невозмож.но".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1