Журнал 28-го заседания Тверской ученой арх. комиссии 1890 г.

славная в13ра въ Бога вт. ТРОlщ'Jз и еДИНlщJi и пъ Сына Бож.iя въ ДВУХ')) естествахъ по с имволу Афанасiя веЛИItаго, пе r lатающемуся въ предисловi.яхъ rt'» псалтырю. Вторая статья " О з на:менiи честнаго ItpeCTa дв'l1ма персты" , в13роятно, находилась съ первой лъ той свя­ ЗИ, ч'го этrl-'ГО главные догматы христi а. НСltiс (о СВ. ТРОИЦ'!; И двух'1 остествахъ въ lисус:l; ХРИСТ'В) выражаются двуперстнымъ 3HaMesi– uмъ; но, къ сожал..внiю: эта вторая довольно важная статья въ РУltOписи о'/'сутствуетъ, Т. е. пырвана . Раввымъ образ омъ вырвана и с л 'I, дующая третья статья "о в'вровавiи во св . соборную и аПОС'l'ольсrtую церковь", но не­ COMI1 'l;HHO, что въ ЭТОЙ cTaTtt съ безпопов­ щинской точки зр..внiя ДОItазыва.лось, что цер­ ковь-не С'l'..вны и покровъ: а в..вра и житiе, и что она можетъ сохраняться и при ОТСУТ('твiи священства. Но такъ каIИ, священство необходимо для совершенiя таинъ, а по­ сл..вднiя неоБХОДIВIЫ для ;спас е нiя, '1'0 само (' обою без поповцы ДОЛЖНЫ были прiйти Itъ особому своеобразному учен iю о 'l'аи н С'l'вахъ . Ови стали учить, что не ВС'В таин(;тва оди ­ HaItOBO необходимы для спасенiя: есть таин­ ства "нуждно-потребныя" и еС1'Ь таин ства только "ПО'l'реБНЩ1": безъ первыхъ нельзя обойтись въ д..вл'Б спасенiя, безъ вторыхъ можно; къ первымъ относится I~рещенiе, по­ Iшянiе и причащенiе, ко ВТОРЫМЪ-ВС'Б осталь­ ныя. ИтаItъ, безусловно необходимы для спа­ сенiя 'l'олыtO три упомянутыя таин ства. Сл'в­ ДOBa.Te.nЬHO нужно позабот ить ся О 'l'ОМ Ъ, чтобы отказавшись ОТЪ священства, ОДl:Iаltо МОЖI:IО было совершать эти ТРИ таинства. И ВОТ'1 без­ поповцы провозгласили, что два изъ нихъ Itрещенiе и поrшянi е могутъ быть совершаемы . мiрянами ; причащенiе -же можно зам 'внить однимъ "огн е пальнымъ желанiемъ прича(;'l'ИТЬСЛ т..вла и Крови ХРИСТОIЮЙ". Думаемъ, ЧТО эти разсужденiя вошли в'1 содержанiе 'l'ОЙ ча сти РУКОПИСИ, Itоторая вырвана (л . .I/. 6-15). Съ 15 листа РУItопиеи начина.ется ДОItазательство '1'01'0, что крещенiе можетъ совершаться не только священника~IИ, но и дiаltонами и мiря ­ нами. Указ ывается H~ '1'0, что дiа.lt ОН'Ь Филиппъ Itрестилъ евнуха, Ава.нiя ТtреС'I' ИЛЪ ап()стола Павла, 8еТtла, У'Jевица Павла, самп себя rtрестила, св . Афанасiй Б'Ь Д'БТС'I'В'1, Itре етидъ ыногихъ СВОИХЪ с ве Р С'l'НИI{ОВЪ;-И ВЪ заключе­ lIie ГОВОРИ'l'ся ,,1'[ инiи безчис.u е нiи н еруrщпо­ л оженiи и Itрестиша и крестишася, якоже ЖИ'l'iя СВЯ'l'ыхъ и прол/)ги объявляютъ" (л . 19 об.). Въ сл'вдующей [) глав'в, 'l'аltЪ СI~аз ать, дополнительной къ 4 , говорится о 'l'рехъ ро­ дахъ крещенiя: водою: слезами и кровiю,-и 'утверждается, что въ первеНС'J'вующiе B'BI"a христiаНС'l'ва посл'lщняго рода креще нiе часто им..вло м'Всто. С.II 'Вдующая 6-я весьма ltOРОТlаlЯ статья по с вящена разсужденiю о зам '1н'в въ случа'Б иуж.ды св. Mipa елеомъ. Статьи э'l'ОЙ въ другихъ беЗПОПОВЩИНСltИХЪ догма'l'иr.ахъ, Ita.жеТС}J, не Rстр..в'Jается. Въ связи с'Ь общимъ учевiемъ без п()повцевъ о цеРI~ВИ и (;вящен­ СТв..в въ 7 С'l'ать'в идетъ разсужденiе о возыож- 6 НОСти совершать евхаРИС'l'iю и въ домахъ, и вт. другихъ М'ВС'l'ахъ, БЪ подтвержденiе чеl'О, ме.жд.у прочимъ, ПРИВОДИ'l'ся свящепно-муче­ ИИItъ Лукiанъ, который въ 'l'еr.шиц'В, лежа въ оковахъ, въ праздвикъ Богоявленiя соверш и лъ евхаристiто на евоихъ персяхъ, и при ЭТОМ'l~ Сltазалъ: "и будетъ живый прес'l'ОЛЪ живому Богу" . ! ! риведши еще много ПрИМ'Вровъ изъ древне-цеРltОВЕЮЙ пракl'ИКИ совершенiя литур­ гiи въ домахъ и ' другихъ м'встахъ, авторъ з аltлючаетъ: "сiи святiи мучениn;ы въ I'ОНИ­ тельныя време на за неим..внiемъ церквей въ доыахъ всегда совершаху божественныя сл уж­ бы, и пика.коже отъ ltOго заЗР'БНИ быша за cie, но ВЫСОltими похва-иаыи церItОВL ев. всегда прославляетъ таltOВЫХЪ" (л. 51 об. и 52). С-и'1- дующiя дв'в статьи посвящены вопросу о за­ паспыхъ св . дарахъ: въ первой (8 -й) доrtаз ы­ ваетс}!, что св. дары хранятся дол гое вре~1Я и всеl'да сохраняIOТЪ свою святость, а во ВТОРОЙ (9-й),-что таltими запасвюш дарами можно причащаться самимъ ыiрянаыъ. Статьи 10 и 1] направлены Itъ ДОItазательству той мы сл и, что мож.но спасти сь и безъ чув стве ннаго при­ чащевiя, Iиторое можетъ быть заМ'Бнено при­ чащенiемъ ДУХОВПЮIЪ. ЧаС'l'н..ве: въ 1 О-Й стать'в говорится, что причащенiе бываетъ "тре губ­ ственно" ('1'. е. трехъ роДовъ)-а) чувственное причащенiе, Ь) духовное причащенif'-ПО B'1Jpt и усердiю и с) причащенiе въ суд'Ь и ОС'У Ж­ JLeHie. Втораго ро:щ причащен iем'Ь причаща. л ись MHorie угодившiе Богу ПОДВИЖНИКИ: Ма­ рiя Еги петская, препо~. 8еоктистъ, Маркъ \ 8раltскiй, Петръ АеОНСlti й, мученица Дросида. Эта мысль О духовномъ (а не чувствеННО.IЪ) причащенiи въ 11-й гл аВ'Б поясняется еще т..вМ'Ь, что бываетъ причаще нiе чрезъ до бро­ д'втел ьное житiе, а потому и сама глава на­ з вана "о чрезъ доБРОД:В'I'ельном'Ь причащенiи ... 81, дальн'вйшей 12 ста'l'Ь'Б разсматривается все одна и таже мысл ь, что вн 'в опред'вле н­ ныхъ условiй возможно спасепiе,-статья эта носит'Ь заглавiе : "о преподобп'вх'1 отц'!;хъ въ далечайптихъ пустыняхъ живущихъ И ItРОМ'Б видиr.ШХ' Ь цеРlшей саасших ся" (л. 8fi об.). 13 статья ГОВОРИ'l''Ь "о страданiи за благочеС'l'iе, чрезъ ltO'l'орое может'Ь чеЛОf!'lщъ ( С lIастис ь) не­ ТОКМО христiанивъ сый, но и неltРQщенныЙ((. д..в.u о въ томъ, что были случаи въ древне­ ХРИ С'J'iанской церкви, I~огда объявившiе себя В'БРующими во ХРИС1'а были 'l'отча съ-же замучиваемы, таrtъ что не уСП'Бвали и тч е­ с.титься,-И однаJtO Taltie ИСПОВ'БдниItи с.пас ­ лись. Статьи 14 и 1 f посвящены раЗР'Бшенiro вопроса, съ беЗПОПОВЩИНСItОЙ точки ар'внiя,о таинств..в поnаянiя, И 3'Ь IЩТОРЫХЪ въ нервой говорится о возможно сти соверmенiя этого таинства мiрявиномъ- "безъ прис.Утствiя iерей­ CItaro", а ;10 второй (15-й)-"0 слезномъ по­ Iшяпiи" (л. 104). С'l'аТЫI 16-я УItазываетъ на свптыхъ, ItO'l'Opble спаслись 6езъ п р ичащеНiя, не усп..ввъ причасти'I'ЬСЯ предъ смертью, и потому она озаглавле па: "о внезапномъ скон­ чанiи СВЯ'l'ыхъ безъ пр ичащенiя Христовыхъ Таивъ((. Въ 17-й С'l'ать..в доказывается, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1