К археологии Весьегонского уезда

мы вправѣ считать древнѣйшими изъ изслѣдован- ныхъ нами кургановъ тѣ, въ которыхъ были обна- ружены мелкія переясженыя кости, т. е. остатки пол- наго трупосожженія. Одинъ изъ кургановъ содѳржалъ погребеніе не- соясженнаго покойника (близъ с, Любегощи), костякъ котораго однако лежалъ, повидимому, на кострищѣ и нѣкоторыя кости носили слѣды обугливанія. Здѣсь мы имѣемъ дѣло съ переходнымъ типомъ отъ трупо- сожженія къ трупоположенію. Слѣдуетъ представить себѣ, что въ данномъ случаѣ покойникъ былъ по- ложенъ на коетеръ, которому однако не дали сгорѣть до конца, а забросали землей, доведя его горѣніе до извѣстнаго момента; на послѣднее указываютъ прутья бряда, входивпііе въ составъ костра, они лишь слегка обуглены. Такой обрядь погребенія намъ извѣстенъ и въ другихъ областяхъ, занятыхъ славянами. Наконецъ,наиболѣе часто ветрѣчаюш;имся являет- ся слѣдующій по времени обрядъ погребенія несож- женныхъ покойниковъ (трупопололгеніе). Въ такихъ случаяхъ покойникъ полагался прямо на землю, по- сыпанную золой и углями, и надъ нимъ возводился курганъ, при этомъ въ насыпь опять таки подбрасы- вали угли. Наиболѣе позднимъ среди изслѣдованныхъ нами погребеній представляются открытыя въ насыпи боль- шого кургана близъ д. Бодачево. Безъ сомнѣнія, здѣсь мы имѣемъ дѣло съ цѣлымъ кладбищемъ, мѣстомъ Ибнъ Доста и Ибнъ Фодландъ констатируютъ факты сожженія покойниковъ—руесовъ. Массуди, говоря о словѳнахъ и сербахъ, подтвѳрждаетъ фактъ сожженія у словенъ мѳртвыхъ. По даннымъ лѣтописи „Повѣсти врѳм. л.", сѣверяне, радимичи и кривичи сжигаютъ своихъ покойниковъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1