К археологии Весьегонского уезда

д л я котораго былъ избранъ курганъ. Аналогичные факты были не разъ наблюдаемы въ губерніяхъ Пеков- ской, Новгородской и другихъ*). Объясненіе этого явленія слѣдуетъ видѣть въ за- прещеніи духовенства въ первое время послѣ введе- ніяХристіанства хоронить мертвыхъ въ курганахъ и въ требованіи устройства кладбищъ при церквахъ. Въ выборѣ кургана для помѣщенія на немъ кладбиша можно видѣть извѣстнаго рода удовлетвореніе народа, принуждаемаго отказаться отъ стараго обычая соору- женія кургановъ. с Такимъ образомъ, передъ нашими глазами нро- ходитъ цѣлый рядъ одинъ другого смѣняющихъ ти- повъ погребенія, начиная съ явно языческаго и кон- чая несомнѣнно Христіанскимъ. Руководясь этой схемой, мы можемъ прослѣдить ностененноеизмѣненіепогребальныхъ обычаевъ, борь- бу христіанства съ язычествомъ, борьбу, въ которой, несмотря на живучесть старыхъ обычаевъ, христіан- ство все же беретъ верхъ. Здѣсь умѣстно указать на одну ритуальную особенность, связываюш;ую всѣ описанные типы погребеній и проходящую красной нитью въ этихъ типахъ въ теченіи цѣлыхъ вѣковъ. Мы говоримъ о присутствіи угля, который въ болѣе древнихъ погребеыіяхъ является результатомъ сго- ранія костра, а въ болѣе нозднихъ получаетъ сим- волическое зиаченіе, являясь какъ бы воспоминаніемъ о существовавшемъ нѣкогда обычаѣ сжигать покой- ника. Присутствіе угля было неоднократно наблюдаемо въ Новгородскихъ жальникахъ и сравнительно нозд- нихъ кладбищахъ другихъ областей. *) Н. к. Рерихъ. Нѣкоторыя древности пятинъ Деревской и Бѣжец- кой, стр. 16. Зап. отд. русск. и слав, археологіи Имп. русск. Археол. Об-ва т. V. в. I. 1903 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1