Народное образование в Весьегонском уезде в 1913-1914 уч.году

— 92 — общаго обученія, по пути развитія ыачальеаго образованія въ ширь и въ глубь. Въ школьномъ дѣлѣ уже сложилась совершенно прочная п] освѣ- тительная традиція. Нѣсколько иначе обстоитъ дѣло съ вопросомъ о внѣшкольномъ образованіи, о внѣшкольной просвѣтительной помощи подросткамъ и взро- слому населенно, такъ какъ здѣсь сдѣлано сравнительно мало. Въ настя- щее время, когда вопросъ объ общедоступности еачальпаго образОванія разрѣшенъ въ Весьегонскомъ Земствѣ положительно, на внѣшкольвое образованіе доляшо быть обращено надлежащее вниманіе. Вѣдь между начальной школой, вполнѣ доступной трудовому населенію, и средней и высшей школой, фактически недоступныхъ для массъ трудового населенія, образовалась какъ бы пустота, въ которой глохнутъ и растериваются тѣ знанія и навыки, которые стремилась дать и дала многимъ начальная школа. Заручившись этими скромпыми начатками іпкольныхъ знаній, подростки обыкновенно прямо вступаютъ въ свою традовую жизнь, кото- рая беретъ всѣ ихъ физическія и духовныя силы. Не встрѣчая на пути своемъ культурной помощи въ видѣ вполнѣ доступной но разстоянію и по своему содержанію народной библіотеки; въ видѣ общедоступныхъ народныхъ домовъ съ организованными въ нихъ чтеніями, лекціями, театромъ, народнымъ клубомъ, музеемъ, книяшымъ складомъ и т. п., въ видѣ новторительныхъ курсовъ, вечернихъ занятій, скромный запасъ ѳлементарныхъ знаній, почеринутыхъ въ начальной школѣ, не только не пополняется, но при этихъ условіяхъ постепенно глохнетъ и таетъ. Вотъ причины рецидива безгромотности, наблюдаемаго при пріемѣ новоб- ранцевъ. Причины эти должны быть устранены, иначе тѣ значительный затраты на начальное образованіе, которыя дѣлаются въ данное время, не привосятъ надлежащаго процента. Разъ закончено введеніе всеобіцаго обучевія, то все вниманіе должно быть обращено на внѣшкольное образованіе, и первое мѣсто въ мѣро- пріятіяхъ по внѣшкольному образованію должна именно занять безилатная народная библіотека, доступная по своему содержанію и по разстоянію каждому читателю. И школа и отдѣльныя мѣтопріятія по внѣшкольному образованію исходятъ огь книги и къ ней приводятъ; если за этими мѣропріятіями не стоитъ библіотека, то это зданіе безъ фундамента, ибо только библіотека придаетъ мѣропріятіямъ по внѣшкольному образованію

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1