Народное образование в Весьегонском уезде в 1913-1914 уч.году
— 469 — такъ какъ тогда подучается большій процевтъ скидки. Этотъ порядокъ и нринятъ Бесьегонскимъ земствомъ. Все вниманіе земства по введевіи всеобщаго обученія должно быть направлено на дошкольное и главнымъ образомъ на внѣшкольное образо- ваніе, такъ какъ только съ развитіемъ виѣшкольнаго образованія дѣло иросвѣщепія массъ будетъ вноднѣ обезпечено. И первый заботы по вве- дены всеобщаго обученія дать грамотному подростку и взрослому инте- ресную, доступную по содержанію книгу, что бы онъ иополнялъ свои знанія, а не забывалъ ихъ. Для этой цѣли необходимо организація въ крунныхъ центрахъ районпыхъ библіотекъ, въ болѣе мелкихъ-подсобныхъ (меныпихъ по размѣрамъ), а для удаленныхъ небольшихъ селеній-иеред- вижныхъ, разсылаемыхъ изъ районной библіотеки. ІІочинъ въ постройкѣ сельскихъ народныхъ домовъ съ организацией при каждомъ изъ нихъ библіотеки, книжнаго склада, музея, курсовъ, чтеній, лекцій, драмати- ческаго кружка, сельско-хозяйственнаго общества и т. и. должны взять на себя губерискія земства, такъ какъ это дѣло новое, требующее круп- ныхъ затратъ и накопленія опыта. Въ цѣляхъ лучшей постановки впѣ- школьыаго образованія широкаго и планомѣрнаго его развитія необходимо учрежденіе въ уѣздныхъ земствахъ должности завѣдывающаго внѣшколь- пымъ образованіемъ. Расхода, по содержанію завѣдующаго внѣшкольнымъ образованіемъ должно принять на себя губернское земство если не цѣли ■ комъ. то въ размѣрѣ 50— 75%. Особеннымъ успѣхомъ пользовались лекціи Н. В. Операнскаго поз- накомившаго слушателей съ постановкой народнаго образованія въ древ- ней Греціи, въ Римѣ, въ среднихъ вѣкахъ и въ современныхъ государ- ствахъ Евроны, и съ тѣми вліяніями, какія на школу оказывало и оказываетъ общество. Хороши были лекціи А. У. Зеленко, познакомив- шаго служителей съ постановкой образованія въ С.-А.-Соединенныхъ ІІІтатахъ, гдѣ ребенка не только учатъ, но признаютъ и необходимость созданія подходящей среды для его переживаний (Сетонъ-Томсонъ прини- мает!. къ себѣ дѣтей Ныо-Іорка, которые живутъ унего какъ индѣйцы), гдѣ экскурсіи совершаются въ грандіозныхъ размѣрахъ, гдѣ въ іпколѣ до обѣда дѣти учатся, иослѣ обѣда свободно въ ней играютъ, а по вечерами въ школѣ читаются лекціи; гдѣ широкое распространеніе полу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1