Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

— 12 — Исторія литературы. Уроки исторіи русской литературы на курсахъ имѣютъ цѣлыо ознакомить слушательпицъ, хотя бы въ общихъ чертахъ, съ періодомъ наивысшаго расцвета русской художественной литературы. Хронологически-изучаемыйнеріодъ определяется рамками-40-хъ- 70-хъ г. г. ХІХтГО вѣка. Начинать курсъ съ эпохи 40-хъ' г. г. тѣмъ болѣе удобно практически,что значительное большинство слушатель- ницъ имѣетъ подготовку 7-ми класеовъ гимыазій или епархіальныхъ училищъ, гдѣ изученіе литературы оканчивается Гоголемъ. Тѣмъ литературнымъ явленіямъ, которыя выходятъ за рамки указаннаго періода, можно отводить лишь скромное мѣсто — съ одной стороны, вч> видѣ новторенія тѣхъ знаній, съ которыми слушательницы являются на курсы, съ другой — въ формѣ краткихъ экскуреовъ' въ русскую литературу конца ХІХ-го вѣка. Изъ писателей 40-хъ — 70-хъ г. г. главное вниманіе слушательницъ обращается на Тургенева, Гончарова, Островскаго и Л. Толстого. Изученіе этихъ произведеній даетъ матеріалъ для сужденій о развитіи русскаго общества въ широкомъ смыслѣ слова, — -т. е. какъ о t'Txtj бытовыхъ условіяхч>, въ которыхч> протекалажизнь различныхъ общественныхъ группъ, такъ и о тѣхъ идеяхъ и чувствахъ общаго порядка, которыя въ своей послѣдовательной смѣнѣ образуютч, исторію русской интел- лигенціи XIX вѣка..На ряду съ этимъ отмечаются индивидуальныя особенности художественной манеры каждаго изъ названныхъ выше писателей и сообщаются основныя свѣдѣнія изъ области психологіи художественна™творчества вообще. Что касается до того, какія именно произведенія. нашихъ классиковъ слѣдуетъ брать для изуче- нія, то можно сдѣлать слѣдующій выборч> съ оговоркой, что про- граммаможетъ въ разные годы нѣсколько изменяться и разнообра- зиться: „Записки охотника", „Рудннъ", „Дворянское гнездо", „Нака- нунѣ“, „Отцы и дети", „Новь", нѣкоторыя „Стихотворенья въ прозѣ“ Тургенева; „Обломовъ"— Гончарова; „Дѣтство, отрочество, и юность“, „Казаки", „Война и миръ" — JI. Толстого; „Свои люди — сочтемся", „Бед- ность не порокъ", „Доходное место"; „Гроза" — Островскаго; „Бедные люди", „Преступленіе и наказание" — Достоевскаго; стихотворенія Не- ' красова, изображающія крестьянскую жизнь, жизнь города и настрое- нья русской интеллигенции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1