Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

198 — уѣзднымъ земствамъ на содержаніе завѣдующихъ отдѣлами народнаго образованія только при томъ условіи, если завѣдующій будетъ поль- зоваться правами ст. 41, и въ качествѣ помощника Предводителя Дво- рянства можетъ вѣдать и учебную часть школъ. Фактически по всей губерніи, насколько это извѣстно, правомъ по ст. 41 пользуется только одинъ завѣдующій по Елинскому уѣзду. Нужно сказать, что и вообще то по всей земской Россіи завѣдующіе отдѣлами пользуются правомъ по ст. 41, какъ счастливое исключеніе, и только тамъ, гдѣ Предводи- тели Дворянства въ наилучшихъ отношеніяхъ съ уѣздной управой и виолнѣ довѣряютъ завѣдующему. Завѣдующій долженъ быть хорошимъ теоретикомъ и практикомъ въ области недагогіи — это вытекаетъ изъ сущности дѣла, а именно: , а) Управа приглашаешь кандидатовъ на учительскія мѣста, и кому, какъ не завѣдующему отдѣломъ, знать, какимъ требованіямъ долженъ удовлетворять кандидата. Путемъ личныхъ сношеній съ кан- дидатомъ завѣдующій — педагогъ составляетъ для себя и управы характеристики кандидатовъ. б) Имѣя постоянное сношеніе съ учащими во время дѣловыхъ поѣздокъ по уѣзду, завѣдующій не можетъ отказать въ совѣтѣ по тому или иному чисто педагогическому вопросу, какъ пользоваться физическими приборомъ, той или иной книгой и проч. в) Управа выписываетъ учебники и учебным принадлежности и пособія для школъ, и кому, какъ не завѣдующему, знать, какіе учеб- ники изъ числа разрѣшенныхъ наиболѣе приличны въ педагогиче- скомъ отношеніи, какой составить наборъ необходимѣйшихъ нагляд- ныхъ пособій, какъ ими пользоваться и проч. г) Земство устраиваешь теперь довольно часто краткосрочные учительскіе курсы, совѣщанія съ учащими по различными вопросами школьной жизни, не исключая и учебной, и опять же завѣдующій отдѣломъ, какъ спеціалистъ, долженъ намѣтить и программу курсовъ и совѣіцаній, подготовить соотвѣтствующіе доклады и быть иногда руководителемъ курсовъ и совѣщаній. д) Завѣдующій отдѣломъ народнаго образованія долженъ быть хорошимъ педагогомъ и потому, что онъ--въ то Же время руководи- тель и организаторъ, какъ спеціалистъ, профессіоналнаго, инородче- скаго, дошкольнаго и, главными образомъ, внѣшкольнаго образованія. 3) Кромѣ того, завѣдующій отдѣломъ народнаго образованія, главными образомъ, уѣздныхъ земскихъ управъ, долженъ быть хоро- шимъ хозяиномъ, съ практическими чутьемъ, чтобы у него были до-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1