Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

— 194 — статочнонаметанъ глазъ по отысканію дефектовъ школьнаго хозяй- ства, оиъ долженъ знать основныя правилапо содержанію школьныхъ зданій, основныя правила по школьной санитаріи и гигіенѣ. 4) Завѣдующій долженъ знать правильное веденіе дѣлопроиз- водства и счетоводства. 5) Завѣдующій долженъ быть инструкторомъ внѣшкольнаго обра- зованія, статистики, спеціалистомъ по организаціи народныхъдомовъ, спектаклей, народныхъ хоровъ и проч. 6) За всѣмъ тѣмъ, и главнѣе всего, завѣдующій долженъ быть знакомъ теоретически практическисъ земской дѣятельностыо вообще, съ существующими законоположеніями по народному образованію — относительно школъ, учащихъ, библіотекъ и проч. Имѣя въ виду, что завѣдуюіцій отдѣломъ народнаго образованія есть спеціалистъ, содержание его и положеніе, какъ служащаго, теперь всецѣло приравнивается къ высшимъ агентамъ: инженеру, агроному, ветеринарному врачу и проч. Оклады завѣдующихъ отдѣлами народ- наго образованія въ губернскихъ земскихъ управахъ — въ среднемъ 3000—3600 рублей; оклады уѣздныхъ завѣдующихъ нормируются въ размѣрѣ 2400 рублей, достигая въ нѣкоторыхъ мѣстахъ 3000 рублей. Дѣло народнаго образования теперь настолько сильно развилось въ земствахъ, что, кромѣ завѣдующаго отдѣломъ, уѣздныя управы приглащаютъ завѣдующихъ школьнымъ хозяйствомъ, иногда по два — по три на уѣздъ. (Въ Московской губерніи есть уѣзды съ двумя завѣ- дующими школьнымъ хозяйствомъ, въ Николаевскомъ уѣздѣ Самар- ской губеряіи въ 1914 году было три завѣдующихъ, уѣздъ былъ раз- дѣленъ натри района). За послѣдніе годы въ отдѣлъ народнаго обра- зованія стали приглашать спеціалистовъ по внѣшкольному образова- нно, такъ называемыхъ внѣшкольниковъ. Во многихъ земствахъ есть особые лектора, въ нѣкоторыхъ земствахъ появляются инструкторы дѣтскихъ садовъ, театровъ. Отдѣлы народнаго образованія стали пополняться техниками десятникамипо гражданскимъ сооруженіямъ Въ перспективѣ — эксперты по учебной части, школьные врачи. Такимъ образомъ, организация отдѣловъ народнаго образованія, съ развитіемъ дѣла, совершается закономѣрнымъ путемъ: выдѣлившись изъ секретаріатскаго отдѣла, спеціализируясь, отдѣлъ въ то же вре- . мя пріобщаетъ къ вопросамч> народнаго образованія техниковъ, врачей, театральныхъ дѣятелей и проч. Этотъ процессъ — объединеніе культур- ныхъ силъ вокругъ отдѣла народнаго образования— еще не закончился. Въ теченіе послѣднихъ двухъ лѣтъ, по мысли кооперативныхъ дѣятелей, хотя и нѣсколько иначе, чѣмъ предполагалось,стали учреж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1