Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

— 229 — довъ Тверской губерніи высказалось за то, что постройка, оборудо- ваніе и соцержаніе лроэктируемыхъ высшихъ начальныхъ училищъ должно быть дѣликомъ отнесено на счетъ казны. Что же касается до найма помѣгденій подъ высшія начальныя училища, то и въ этомъ отношеніи большинство земствъ не могутъ принять на себя полно- стью обязательства, тѣмъ болѣе, что въ селеніяхъ почти не предусма- тривается возможность заарендовать подходятція помѣщенія. Такимъ образомъ, въ отношеніи финансоваго планаосуществле- ніе сѣти высшихъ начальныхъ школъ въ Тверской губеряіи является затруд н и тел ьн ымъ. Насколько извѣстно, въ такомъ же положеніи на- ходится осуществление сѣтей Увысшихъ начальныхъ училищъ п по другимъ губерніямъ. Предполагая, что дѣло насажденія высшихъ начальныхъ училищъ бѵдетъ почти цѣликомъ осуществлено на сред- ства казны, можно заранѣе опредѣлить, что на это дѣло правитель- ству придется израсходовать единовременно для всей Россін болѣе 200 милліоновъ рублей. Весьегонское уѣздное земское собраніе, дѣлая постановленіе о сѣти высшихъ начальныхъ училищъ, обсудило принципіальный взглядъ управы на высшія начальныя училища, который сводится къ слѣдуютцему: 1) программы училищъ неподвижны, не могутъ быть въ соотвѣтствіи съ требованіями жизни и мѣстными условіями; 2) участіе представителя земства въ попечителышмъ совѣтѣ училища возможно только при -затратѣ на содержаніе училища не менѣе 3500 — 4000 рублей, а тэкія затраты для земства являются затрудни- тельными, мнѣніе земскихъ представителей въ попечительномъ совѣтѣ можетъ быть всегда аннулировано (§ 35 положенія), такъ какъ разно- гласіе завѣцующаго учнлищемъ съ попечительнымъ совѣтомъ разрѣ- шается г. попечителемъ округа. Высшія начальныя училища являются новымъ тупикомъ, такъкакъ не являются прямой переходной ступенью въ среднія учебный заведенія. Губернская управа вполнѣ раздѣляетъ точку зрѣнія Весьегон- скаго уѣзднаго земства и къ этому прибавляете, что повышеннымъ образованіемъ, въ видѣ высшаго начальнаго училища, можетъ восполь- зоваться, при самой широкой сѣти, много меньше одного процента всѣхъ учащихся въ начальныхъ школахъ, если даже существующими вторыми классами двухклассныхъ училищъ пользуется только 2 — 3%, какТ) это видно изъ справки по Корчевскому уѣзду. Отчеты всѣхъ уѣздиыхъ земствъ свидѣтельствуютъ о томъ, что вторые классы двухклассныхъ школъ пустуютъ. Это не значить, конечно, что среди населенія нѣтъ потребности въ повышенномъ образованіи. Такая потребность есть и громадная; но дѣло въ томъ, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1