Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

Пзъ общаго числа учащихъ организованныхъ начальныхъ школъ 6.12 или 14% составляли учителя и 3775 или 66% учительницы. Въ земскихъшколахъ учителя составляли 8% (225), въ министерскихъ одноклаесныхъи двухклассныхъ 50% (242), въ частныхъ и общест- венно-городскихъ 3% (6) и въ церковно-приходскихъ школахъ 17,3% (139). При сравнении распредѣленія учительскаго труда между учи- телями и учительницами начальныхъ школъ такъ же, какъ и въ предыдущіе годы, наблюдается уменыненіе числа учителей, отчасти въ связи съ призывомъ многихъ изъ нихъ на военную службу и •соотвѣтствуюіцій ростъ числа учительницъ. Такъ, въ земскихъ сель- скихъ одноклаесныхъшколахъ въ 1913 — 14 учебномъ году учителя ■составляли 12%, въ 1914—15 уч. голу 9% и въ отчетномъгоду до 7. Число учителей за послѣднее трехлѣтіе уменьшилось во всѣхъ уѣздахъ, за исключеніемъ Осташковскаго, гдѣ за 1915 — 16 годъ •■% учителей увеличился на единицу. Наибольший % учителей (11,6) работаетъ въ уѣздахъ ІІовоторжскомъ, Весьегонскомъ (10,4) и Корчев- ■скомъ (10,9), наименьшііі въ Зубцовскомъ (1,3), Тверскомъ (4,9) и Кашинскомъ (5,2). , По образовательному цензу учащіе начальныхъ школъ нодраз- дѣляются на двѣ группы: на лицъ, получившихъ удовлетворительную подготовку, къ которымъ относятся всѣ, имѣющія среднееи сгіеціально- педагогическое образованіе, и безъ такового, или имѣющихъ лишь свидѣтельство на званіе начального учителя. Лица, принадлежащая къ послѣдней группѣ, являются наименѣе желательными кандида- тами, и въ нѣкоторыхъ уѣздныхъ земствахъ, какъ напримѣръ въ Калязинскомъ, Бѣжецкомъ и Вышневолоцкомъ, принимаются на ■службу только при отсутстіи кандидатовъ съ удовлетворительной подготовкой. Совершенно не принимаются въ Тверскомъ уѣздѣ въ силу установившейся практики, въ Кашинскомъ по соглаше нію уѣзд- ной управы съ йѣстной инспекціей народныхъ училищъ, Весьегон- скомъ, Новоторжскомъ и Зубцовскомъ — на основаніи иостановленій уѣзднкхъ земскихъ собраній. Въ 1913 году и Ржевскимъ уѣзднымъ земскимъ собраніемъ было выражено пожеланіе о томъ, чтобы мѣста учителей замѣіцались преимущественнолицами со среднимъи спе- ціальнымъ образованіемъ. Въ своихъ требованіяхъ по отношенію къ образовательному цензу учащихъ Новоторжское и Весьегонское зем- ства ндутъ далѣе и также не нрииимаютъ на службу лицъ, окончив- шихъ женскія егіархіальныя училища. Спеціалыш педагогическое образованіе въ Тверской губерніи учащймъ начальныхъ школъ дается женской учительскойшколой Макси- мовича, постоянными педагогическимикурсами губернскаго земства,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1