Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

— 42 - на учительекихъ должностяхъ и нуждающихся въ пополненіи своего общаго и педагогическаго бразованія. Конечно, нельзя не признать, что общеобразовательная подготов- ка, даваемая нашими средне-учебными завеценіями, является, боль- шею частью, крайне недостаточной и трудно, давая окончившимъ среднее учебное заведеніе специальную педагогическую подготовку, обойтись безъ пополненія пробѣловъ и ихъ общаго образованія; въ виду этого, было бы желательнымъ продолжить обучеиіе напервомъ основ- номъ отдѣленіи курсовъ до двухъ лѣтъ. Но здѣсь приходится считаться съ экономическими затруднениями, какъ со стороны земства, такъ какч> это очень удорожало бы стоимость курсовъ, такъ и со стороны са- михъ учащихся, потому что содержаніе въ теченіе двухъ лѣтъ тре- буетъ такихъ большихъ затратъ, что многія изъ окончившихъ среднее учебное заведеніе предпочтутъ или высшіе курсы или какіе — нибудь спеціальные, изъ которыхъ многіе двухгодичные, и по окончаніи ко- торыхъ имъ представляется болѣе широкая дѣтельность, чѣмъ работа въ начальной школѣ. Въ виду этого, Тверская губернская земская управа не считаетъ пока возможнымъ настаивать на расширеніи кур- са обученія перваго отдѣленія. Учительское отдѣленіе должно состоять изъ двухъ подотдѣловъ. На одномъ главныя занятія слушателей будутъ сосредоточены на теоретическихъ курсахъ по естественной исторіи и на соотвѣтствую- щихъ практическихъ занятіяхъ, на другомъ подотдѣлѣ главное вни- мание должно быть направлено на предметы гуманитарнаго характера, главнымъ образомъ, русскаго языка и исторіи. Такое подраздѣленіе вытекаетъ изъ слѣдующихъ соображении школа повышеннаго типа, въ которой потомъ предстоять заниматься окончившимъ курсы, тре- буетъ не только умѣнья передать дѣтямъ въ доступной формѣ элементарный знанія, но требуется прежде всего отъ самого учащаго и личное большое образованіе и развитіе. Дачъ же въ теченіе одного года всестороннюю и глубокую подготовку по веѣмъ областямъ знанія, которыя необходимы для преподающаго въ школѣ повышен- наго типа, конечно, невозможно; да и трудно предположить, что-бы одно и то же лицо одинаково интересовалось этими двумя столь раз- личными областями знэній. Надо, кромѣ того, имѣть въ виду, что на учительскіе курсы лоступаютъ лица, уже поработавшія въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ, у которыхъ опредѣленно сказался интересъ къ той или другой области знаній. Необходимо поэтому поступающимъ на курсы дать возможность спеціализяроваться въ той области знаній, которая наиболѣе отвѣчаетъ ихъ наклонностямъ. Тогда, съ одной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1