Доклады Тверской губ. земской управы сессии 1916 г. по народному образованию

стороны, ихъ занятія, какъ отвѣчающія нхъ естественнымъ наклон- ностямъ, будутъ болѣе продуктивными, съ другой — сосредоточенныя въ одной опредѣленной области и болѣе основательнымии глубокими. Конечно, въ связи съ такой организаціей курсовъ, является цѣлесообразнымъ стремиться къ тому, чтобы въ каждой школѣ повы- шеннаго типа находилось по двое учащихъ съ болѣе высокой подго- товкой, одинъ въ областизнаній естественно-историческихъ, другой — въ области гуманитарныхъ знаній. При выработкѣ учебнаго плана курсовъ составители его руко- водились двумя соображеніями: 1) удовлетворить естественнымъ за- просамъ учащаго въ самообразованіи, 2] подготовить знающихъ и умѣлыхъ работниковъ начальной школы, какъ четырехгодичной, такъ :; и, главнымъ образомъ, повышеннаго типа. Основнымъ же требованіемъ, предъявляемымъ въ настоящее время къ школѣ, является то, чтобы преподаваніе въ школѣ было жизненнымъи практическимъ. Но, чтобы придать такой характеръ школѣ, необходимо учаіцимъ дать соотвѣтствующую подготовку. Учащій долженъ обладать знаніями, которыя помогли бы ему сознательно разобраться въ той средѣ и въ тѣхъ разнообразныхъ природныхъ, экономическихъ и бытовыхъ условіяхъ жизни, в'ъ которыхъ ему придется . жить и дѣйствовать. Въ виду этого и въ программу курсовъ вводятся такіе предметы, которые, напримѣръ, знакомить съ различными сторонами сельско-хозяйствен- ной жизни; выдѣляются такіе отдѣлы при преподаваніи тѣхъ или другихъ предметовъ, которые имѣютъ особое значеніе въ мѣстной жи-знн. Конечно, курсы не имѣютъ въ виду сдѣлать изъ своихъ слу- шателей спеціалистовъ по сельскому хозяйству, а только стремятся къ тому, чтобы учащій, явившись въ сельскую школу, не чувство-- валъ себя безпомощнымъ при почти ежедневяыхъ столкнсвеніяхъ съ цѣлымъ рядомъ сельско-хозяйственныхъ явленій, а могъ бы и самъ разобраться въ нихъ и пріучить своихъ учениковъ къ болѣе - внима- тельному и сознательному отношенію къ сельско-хозяйственной жизни, пробудить въ нихъ стремленіе къ улучшенію своей обстановки, своего экономическаго быта. Указанія на необходимость такой постановки преподаванія въ начальной школѣ и соотвѣтствующей ей подготовки учащихъ мы ветрѣчаемъ въ цѣломъ рядѣ докладовъ общеземскому съѣзду по народному образованію (Обуховы, Езерскій, Казанцевъ, Понома- ревы и др,). Надо помнить только одно, что практическая полезность ни въ какомъ случаѣ не является цѣлыо самой по себѣ, а лишь только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1