Материалы для гипсометрии Российской империи

Результаты нивеллирныхъ работъ Верхне-Волжскаго бассейна. 23 большую 3 мѳтровъ и раздѣлены съ одной и той-же стороны на сантиметры и полу- дюймы — открашенные черной краской. Концы реекъ окованы толстымъ желѣзомъ, при- чемъ пижній конецъ рейки ставится въ углубленіе башмака. Приблизительно па средипѣ рейки, придѣлаиы къ ней 2 ручки и, нѣсколько выше, круглый уровень, приведете оси котораго въ отвѣсное положеніе дѣлалось помощью отвѣса. Башмаки для этихъ реекъ сдѣланы въ видѣ массивнаго желѣзнаго квадрата, имѣющаго сторону около 14 сантимет- ровъ и толщину около 2.5 сант. Въ средииѣ башмака имѣется углубленіе, въ которое вставляется стержень рейки. Каждый башмакъ снабженъ ручкой и тремя ножками; его вѣсъ около 7 фунтовъ. При всей своей массивности, башмаки эти обладаютъ тѣмъ недостаткомъ, что имѣя слиш- комъ низкія ножки (около 3 сант.) они плохо вдавливаются въ землю и дѣлаются мало- устойчивыми. Этотъ недостатокъ оказался настолько ощутительнымъ, что С. С. Лаипо- Данилевскій выпужденъ былъ совершенно отказаться отъ ихъ употребленія въ топкихъ мѣстахъ, и замѣнялъ ихъ длинными кольями со вбитыми сверху гвоздями. Рейки, которыми я пользовался во время работъ 1894 года, принадлежать В. Т. Отдѣлу Главнаго Штаба, откуда я получилъ ихъ съ разрѣшеиія бывшаго начальника отдѣла Генералъ-Лейтенанта I. И. Стебницкаго. Эти рейки, №№ 5 и 6, изготовленныя швейцарскимъ механикомъ Керномъ, подробно описаны С. Д. Рыльке, въ XLIV томѣ Записокъ В. Т. Отдѣла. Башмаки, бывшіе въ моемъ распоряженіи, составляютъ также собственность В. Т. Отдѣла. Внѣшній видъ ихъ нѣсколько отличается отъ описаинаго г. Рыльке. Они сдѣланы изъ кованаго желѣза и имѣютъ видъ равностороннихъ тре- угольниковъ, у которыхъ углы загнуты виизъ и служатъ ножками башмака; въ его центрѣ сдѣлана круглая головка, которая входить въ углубленіе рейки, при ея постановкѣ на башмакъ. Вѣсъ каждаго башмака около 8 фунтовъ. Благодаря тому, что ножки башма- ковъ достаточно длинны (около 14 сант.) и сами башмаки довольно тяжелы, являлась полная возможность дать имъ прочную установку. При производствѣ работъ въ 1895 году мною употреблялись рейки №№ 1 и 2, составляющія собственность Экспедиціи и сдѣланныя механикомъ В. Т. Отдѣла — Гоф- мапомъ по образцу Керновскихъ реекъ, и имѣющія точно такое лее подраздѣленіе и такую же длину. Сравненіе всѣхъ четырехъ реекъ съ нормальною мѣрою № 68, принадлежащею В. Т. Отдѣлу, производилось мною при помощи компаратора генерала Лебедева. Это срав- неніе я выполнилъ при непосредственномъ участіи Корпуса Воепныхъ Топографовъ подполковника В. А. Ахновскаго, за что считаю пріятнымъ долгомъ выразить ему свою сердечную благодарность. Такъ какъ длина реекъ втрое болѣе длины нормальной мѣры, то сравненіе ихъ дѣлалось по частямъ. Для контроля всѣ отсчеты производились по каждому иопіусу компаратора обоими наблюдателями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1