О тверских иерархах

— 99 — или самовольно оставляли школу, или. бывъ отпу щены на вакаціальное время, невозвращались изъ домовъ, такъ что школа по часту стояла пустая. (Бум. въ архивѣ консист. Т. 1.) Между тѣмъ Ѳеофи лактъ устроилъ новое помѣщеніе для школы въ Ѳео доровскомъ монастырѣ и старался распространить кругъ ученія. Онъ ввелъ преподаваніе греческаго языка и предположилъ ввести латинскій, хотя и не видно. осуществилось ли такое предположеніе (въ бум. Консист.) Впрочемъ преосвященный Ѳеофилактъ, знамени тый, какъ архипастырь добрый и мужъ ученый, еще болѣе извѣстенъ но своей бѣдственной судьбѣ. Вотъ причины постигшихъ его бѣдствій, какъ рас крываютъ ихъ новѣйшіе историки. Въ царствованіе Императора Петра Великаго ино странцы, вступившіе въ русскую службу, распростра нили между русскими духъ тѣхъ вѣроисповѣданій неправославныхъ, коихъ держались сами. Болѣе дру гихъ распространилось ученіе Лютера и Кальвина. Но Петръ Великій былъ строгъ, и потому это рас- пррстрапіе немогло быть слишкомъ велико. Впрочемъ угрожающая съ этой стороны опасность правосла вію побудила мѣстоблюстителя патріаршаго престола митрополита Рязанскаго Стефана Яворскаго составить подробное опроверженіе заблужденій , Лютера п Каль вина: и оігь написалъ извѣстную книгу: „Камень вѣры. “ Но ее не позволили тогда напечатать, такъ какъ явилось не мало недовольныхъ. Но смерти Яворскаго Ѳеофилактъ, уже архіепископъ и членъ Сѵнода, рѣшился обнародовать его сочиненіе, какъ весьма полезное для православной церкви. Но едва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1