О тверских иерархах
101 нерасположенность къ Яворскому даже послѣ его смерти. (Ист. I ’ . Ц. Преосв. Фил. пер. 5. Бант.-Кам. въ біогр. Лопатинскаго, Яворскаго и Ѳеофана. Слов, митр. Евгенія.) О самыхъ гоненіяхъ на преосвящен наго Ѳеофилакта выписываемъ сказаніе современника, по считаемъ необходимымъ предварительно замѣтить, что приводимъ оное, неручаясь вполнѣ за достовѣр ность каждой частности, въ немъ заключающейся. Составитель сего сказанія, учитель Тверской греко- славянской школы, очевидно, помогъ получить вполнѣ несомнѣнныхъ свѣдѣній о томъ, что было съ прео священнымъ въ Петербургѣ. Онъ писалъ по слухамъ и, можетъ быть, по разсказамъ бывшихъ со Владыкою въ Петербургѣ служителей и другихъ лицъ, а пото му п писалъ то п какъ, что и какъ ему разсказывали, или о чемъ какіе носились слухи. При томъ онъ былъ вполнѣ облагодѣтельствовалъ Ѳеофилактомъ, п потому сильно вооруженъ противъ тѣхъ, кого счи талъ виновными въ страданіяхъ своего благодѣтеля. А поелику главным'!» виновникомъ оныхъ, по его понятію, былъ преосвященный Ѳеофанъ; то и понятію почему особенно о немъ часто упоминаетъ онъ съ невыгодной стороны. П такъ разсказъ Евдокимова мы приводимъ болѣе какъ любопытный памятника» того, какъ современные Тверитяне смотрѣли па страданія своего пастыря, чѣмъ какъ вполнѣ досто вѣрное повѣствованіе. По перейдемъ къ самому раз сказу: „Бывши Вице-Президентомъ Св. Синода, онъ (Ѳео филактъ) просматривал'!» книгу: „камень вѣры Явор скаго, писанную противъ лютеранъ и кальвинистовъ, „и одобрилъ ее къ напечатанію, какъ полезную для „св. православной Греческой церкви. Неофанъ Прокопо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1