О тверских иерархах

101 нерасположенность къ Яворскому даже послѣ его смерти. (Ист. I ’ . Ц. Преосв. Фил. пер. 5. Бант.-Кам. въ біогр. Лопатинскаго, Яворскаго и Ѳеофана. Слов, митр. Евгенія.) О самыхъ гоненіяхъ на преосвящен ­ наго Ѳеофилакта выписываемъ сказаніе современника, по считаемъ необходимымъ предварительно замѣтить, что приводимъ оное, неручаясь вполнѣ за достовѣр ­ ность каждой частности, въ немъ заключающейся. Составитель сего сказанія, учитель Тверской греко- славянской школы, очевидно, помогъ получить вполнѣ несомнѣнныхъ свѣдѣній о томъ, что было съ прео ­ священнымъ въ Петербургѣ. Онъ писалъ по слухамъ и, можетъ быть, по разсказамъ бывшихъ со Владыкою въ Петербургѣ служителей и другихъ лицъ, а пото ­ му п писалъ то п какъ, что и какъ ему разсказывали, или о чемъ какіе носились слухи. При томъ онъ былъ вполнѣ облагодѣтельствовалъ Ѳеофилактомъ, п потому сильно вооруженъ противъ тѣхъ, кого счи ­ талъ виновными въ страданіяхъ своего благодѣтеля. А поелику главным'!» виновникомъ оныхъ, по его понятію, былъ преосвященный Ѳеофанъ; то и понятію почему особенно о немъ часто упоминаетъ онъ съ невыгодной стороны. П такъ разсказъ Евдокимова мы приводимъ болѣе какъ любопытный памятника» того, какъ современные Тверитяне смотрѣли па страданія своего пастыря, чѣмъ какъ вполнѣ досто ­ вѣрное повѣствованіе. По перейдемъ къ самому раз ­ сказу: „Бывши Вице-Президентомъ Св. Синода, онъ (Ѳео ­ филактъ) просматривал'!» книгу: „камень вѣры Явор ­ скаго, писанную противъ лютеранъ и кальвинистовъ, „и одобрилъ ее къ напечатанію, какъ полезную для „св. православной Греческой церкви. Неофанъ Прокопо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1