О тверских иерархах

26 Златоустъ говоритъ, что рай насадилъ Богъ на Во ­ стокѣ, а муки на Западѣ. Мѣсто мученія на Западѣ видали, дѣйствительно, многіе Новогородцы, на Ледо ­ витомъ морѣ: и червь не усыпающій, и скрежетъ зубный, и рѣка смоляная тамъ есть: какъ же погибло мѣсто святое? Въ раю Пресвятая Богородица и мно ­ жество святыхъ, въ рай введенъ разбойникъ. Изъ рая принесъ Ангелъ вѣтвь Богородицѣ предъ Ея успеніемъ, и вѣтвь эта была не духовная. Вообще дѣло Божіе не можетъ погибнуть: чему я самъ, пишетъ Василій, видѣлъ доказательства: такъ врата Іеруса ­ лимскія, затворенныя Христомъ, и доселѣ затворены; постница, гдѣ постился Христосъ, цѣла, цѣлы и фи ­ ники, Христомъ насажденные. Наконецъ, рай нахо ­ дили даже нѣкоторые Новогородцы: занесенныя бу ­ рею двѣ ладьи новогородскія были прибиты къ не ­ извѣстнымъ горамъ, стоящимъ среди моря. На го ­ рахъ виденъ былъ свѣтъ неизреченный, но не отъ солнца, ибо солнца не видали плаватели; и слышны были голоса ликующихъ. Желая узнать, что тамъ такое, они послали одного изъ своихъ посмотрѣть; но онъ, взошедши па гору, всплеснулъ руками, воз ­ радовался и убѣжалъ. Со вторымъ посланнымъ было тоже. Наконецъ третій, изъ предосторожности привя ­ занный веревкою, когда вошедши па гору побѣжалъ, забывши о веревкѣ, — упалъ и умеръ. Дѣти этихъ Но- вогородцевъ и внучата живы и доселѣ, пишетъ Нов ­ городскій владыка. Оканчивая этими доказательствами изложеніе содержанія посланія Васильева, замѣтимъ, 1) что распря въ Твери касательно существованія рая, оче ­ видно, была сильная, ибо дошла до Новгородскаго владыки и побудила его заняться тщательно священ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1