О тверских иерархах

— 27 ними книгами, какъ пишетъ онъ, для рѣшенія спор ­ наго вопроса, и потомъ сообщить сіе рѣшеніе Твер ­ скому епископу и клиру особымъ посланіемъ; 2) пред ­ метъ спора занималъ умы всѣхъ; иначе и въ Твер ­ ской Церкви не было бы распри сильной, и Новго ­ родскій владыка не принялъ бы участія въ этомъ спорѣ. Кѣмъ же возбуждена была эта распря въ Твери? Какими то лихими людьми. Кто они, не знаемъ; по есть указаніе на то, что вопросъ о существованіи рая па землѣ возникъ на Руси ранѣе епископства Ѳеодора въ Твери. Такъ на Соборѣ Переяславскомъ, о коемъ говорено было въ жизни епископа Андрея, по свидѣтельству Татищевабылъ нѣкто Сентъ еретикъ, протопопъ новогородскій, по словамъ Тати ­ щева, единомышленникъ Андрея Тверского, отвергав ­ шій существованіе рая на землѣ. Изъ этого сказанія * 2 ) можно видѣть, что вопросъ о раѣ возникъ еще въ началѣ 14-го столѣтія, и притомъ не въ Твери; что, впрочемъ, къ этому вопросу имѣлъ какое то отноше ­ ніе епископъ Тверской Андрей и именно склонялся па сторону отвергавшихъ бытіе рая па землѣ. Такое сближеніе объяснитъ намъ хоть сколько нибудь на ­ чало распри о бытіи рая при Ѳеодорѣ. Ибо имѣя это въ виду, можемъ допустить, что вопросъ возбудив ­ шій распрю, принесенъ въ Тверь бывшими на Перея ­ славскомъ Соборѣ, па коемъ, кромѣ епископа Андрея, безъ сомнѣнія, были и многіе духовные Тверской паствы. Самое рѣшеніе спора епископомъ Ѳеодоромъ можетъ вести къ предположенію пли о близости сего Р Истор. ерес. и раск. Русск. Ц. до Іоанна IV. Руднева, 72 и 73. 2 ) Слабыя стороны сказанія вообще указаны у Рудн. въ ук. мѣстѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1