О тверских иерархах
- 41 скій, мужъ совѣсти чистой и жизни святой. Такой же жизни былъ и самъ митрополитъ Кипріанъ. Какими правилами руководствовался Соборъ при осужденіи Евѳимія, неизвѣстно. Но правилами Апо стольскими велѣно епископа, нерадящаго о причтѣ и людяхъ, отлучать (пр. 58 м. 36), а всякое духов ное лице, досадившее царю или князю не по правдѣ, даже извергать изъ священнаго чипа (прав. 34). Кипріанъ помѣстилъ Евѳимія въ Чудовскомъ монастырѣ, гдѣ онъ чрезъ два года и скончался. Въ Никоновской лѣтописи и Русскомъ времен никѣ 1 ) дѣло Евѳимія излагается нѣсколько иначе. Тамъ обвиненія на Евѳимія называются клеветою: Быша клеветы мнози на Евѳимія; вси восташа нань кле- вещугце. Кипріанъ митрополитъ не вдругъ, сказано тамъ, рѣшился обвинить Евѳимія, и только по насто янію князя отставилъ его отъ епархіи; и .что св. Арсеній, избранный на мѣсто Евѳимія, не остался даже въ Твери, а уѣхалъ въ Москву, бояся владыче ство пріяти во Твери, видѣ бо тамо брань и вражду многу. Говорится также, что митрополитъ много сми- ряше и въ любовь привод яше великаго князя со влады кою Евѳиміемъ, и не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велія воздвизашеся, и невозможе вражды утолити и мира и любое сотворити. Что не всѣ доносы па Евѳимія были клеветою, за это ручается тотъ фактъ, что Евѳимій былъ Собо ромъ отрѣшенъ отъ управленія епархіею. Не могъ же весь Соборъ по одной клеветѣ осудить невиннаго. На Соборѣ были люди чистые совѣстію, высокіе нрав ственностію. А что между обвиненіями, совершенно х ) Ник. Лѣт. Ч. IV. 195 и слѣд. Врем. Ч. I. 262.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1