О тверских иерархах

- 41 скій, мужъ совѣсти чистой и жизни святой. Такой же жизни былъ и самъ митрополитъ Кипріанъ. Какими правилами руководствовался Соборъ при осужденіи Евѳимія, неизвѣстно. Но правилами Апо ­ стольскими велѣно епископа, нерадящаго о причтѣ и людяхъ, отлучать (пр. 58 м. 36), а всякое духов ­ ное лице, досадившее царю или князю не по правдѣ, даже извергать изъ священнаго чипа (прав. 34). Кипріанъ помѣстилъ Евѳимія въ Чудовскомъ монастырѣ, гдѣ онъ чрезъ два года и скончался. Въ Никоновской лѣтописи и Русскомъ времен ­ никѣ 1 ) дѣло Евѳимія излагается нѣсколько иначе. Тамъ обвиненія на Евѳимія называются клеветою: Быша клеветы мнози на Евѳимія; вси восташа нань кле- вещугце. Кипріанъ митрополитъ не вдругъ, сказано тамъ, рѣшился обвинить Евѳимія, и только по насто ­ янію князя отставилъ его отъ епархіи; и .что св. Арсеній, избранный на мѣсто Евѳимія, не остался даже въ Твери, а уѣхалъ въ Москву, бояся владыче ­ ство пріяти во Твери, видѣ бо тамо брань и вражду многу. Говорится также, что митрополитъ много сми- ряше и въ любовь привод яше великаго князя со влады ­ кою Евѳиміемъ, и не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велія воздвизашеся, и невозможе вражды утолити и мира и любое сотворити. Что не всѣ доносы па Евѳимія были клеветою, за это ручается тотъ фактъ, что Евѳимій былъ Собо ­ ромъ отрѣшенъ отъ управленія епархіею. Не могъ же весь Соборъ по одной клеветѣ осудить невиннаго. На Соборѣ были люди чистые совѣстію, высокіе нрав ­ ственностію. А что между обвиненіями, совершенно х ) Ник. Лѣт. Ч. IV. 195 и слѣд. Врем. Ч. I. 262.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1