О тверских иерархах
43 грѣшенъ есмь, — говорилъ онъ пораженный неожидан нымъ предложеніемъ ему каѳедры епископской, — я не способенъ и недостоинъ столь великаго сана. У ме ня не было никогда иного желанія, кромѣ желанія оплакивать грѣхи свои; до нынѣ я отрекался и отъ іеромонашескаго сапа, а о епископствѣ и помышлять не смѣлъ, и теперь не смѣю. “ И только угроза отлу ченія отъ церкви за непослушаніе Собору вынудила согласіе святого принять архіерейскій санъ. При та комъ высокомъ смиреніи еще труднѣе ему было при нять въ управленіе паству Тверскую, гдѣ три года по было пастыря, гдѣ князь во гнѣвѣ па пастыря могъ дѣлать многое къ униженію и оскорбленію са на епископскаго. Что касается до житія св. Арсенія, напечатан наго въ 1764 г., гдѣ сказано, что Евѳимій разсѣе- валъ разныя лжемудрованія о Христѣ, яко Арій, о Богородицѣ, яко Несторій и иныя Оригеновы и Севи- ровы заблужденія; что не соглашался признать надъ собою власти никакого Собора, кромѣ Собора Вселен скаго, почему и называется прямо еретикомъ, — то дол жно замѣтить, что житіе это, составленное въ позд нѣйшее время, не заслуживаетъ вполнѣ довѣрія по нѣкоторымъ явнымъ погрѣшностямъ 1 ). Должно впро чемъ сознаться, что если Евѳимій самъ и пребылъ чуждъ православія, то паства, остававшаяся три года безъ пастыря, легко могла заразиться нѣкоторыми !) Напр., тамъ сказано, будто бы митрополитъ Кипріанъ, до возве денія па митрополію былъ игуменомъ Кіевопечерской Лавры, будто судъ надъ Евѳиміемъ былъ еще при великомъ князѣ Димитріи Іоанновичѣ Донскомъ. Впрочемъ, архимандр. Макарій не выдумалъ этого, а списалъ съ житія св. Арсенія, составленнаго инокомъ Ѳеодосіемъ, составителемъ службы св. Арсенію.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1