Начальные училища Тверской губернии в 1904-1905 уч.году

— s — также была уйреждеіга нисколько лѣтъ тому назадъ спеціальная комис- сия по этому вопросу. Вт, связи Съ работами этой комиссіи и деятель- ностью статйстическаго отдѣла и отдѣла по народному образован™ упра- вою собрано уже не мало матеріала, необходима™ для разрѣшенія этого вопроса. Но весь этоті, мат ёріалъ долженъ быть признай, далеко не- достатотнымъ. При ближайшем! изслѣдованіи вопросъ о всеобшемъ обу- ченіи оказался несравненно болѣе сложнымъ, чѣмъ считали его первые изслѣдователи. Кромѣ того быстрый и непрерывный ростъ требований, предъявляемыхъ населеніемъ къ школѣ, и качественное развитіе шко . те - наго дѣла, значительно измѣнили тѣ основные начала, которыми руко- водствовались первые Составители школьныхъ сѣтей и нѣкоторыя изъ этихъ работа, подлежать теперь пересмотру. Для составленія полнаго плана организаціи всеобіцаго обученія необходимо предварительное вы- яснение не только состоянія школьна го дѣла въ уѣздѣ, но и того, на- сколько населевіе пользуется существующими школами, какія причины препятствуют! .ему пользоваться этими школами, какіе существуют! у населенья источники для пріобрѣтенія грамоты и начальнаго образованія, кромѣ существуюіцихъ школь, какъ велико распространеніе ^грамотности вь населеніи, насколько прочны даваемыя школою знанія. Необходимо выяснить также, какія требовація предъявляет! неселеніе къ школѣ, насколько сознаетъ оно потребность въ грамотѣ и начальномъ образова- нии и удовлетворяется ли оно школами существуюіцаго типа. Выясненіе всѣхь этихъ и другихъ съ ними связанных! вопросовъ должно быть предметом! особаго изслѣдованія. Къ предстоящему очередному губерн- скому земскому собранно можетъ быть представленъ только планъ такого изслѣдованія. Самое изслѣдованіе, т. е. собираніе и разработка необхо- димых! для него свѣдѣній, потребует! не менѣе двухъ лѣтъ времени и довольно значительных! средств!. Такое изслѣдованіе, произведенное именно въ Тверской губерніи, могло бы отличаться особенною полнотою въ виду того, что текущая школьная статистика, организованная у насъ полнѣе, чѣмъ гдѣ бы то ни было, даетъ очень богатый матеріалъ, который во всякомъ другомъ мЬстѣ пришлось бы еще собирать - . Нѣкоторыя, весьма цѣнныя, но еще ожидаюіція разработки, свѣдѣнія о грамотности нѣкоторыхъ уѣздовъ собраны оцѣночнымъ отдѣленіемъ и уѣздными управами. Все это обязы- вает! изслѣдователя вопроса о всеобщем! обученіи въ Тверской губерніи съ особенным! внйманіемъ отнестись къ разработка плана такого изслѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1