Десятый губ.съезд врачей Тверского земства

вліяніе на развитіе грудной клѣтки и производить напротивъ быстрое увеличеніе роста. По мнѣнію д-ровъ Нагорскаго и Никольскаго, это зависитъ отъ дурного устройства мебели, тѣсноты и т. п. и требуетъ серьезнаго вниманія, такъ какъ „дѣти съ узкой, плохо развитой грудью пред- расположены не только къ заболѣваніямъ грудныхъ органовъ, но и ко многимъ общимъ бодѣзнямъ“. Изслѣдованіе позвоночника пока- зало, что изъ 892 осмотрѣнныхъ учениковъ въ Рузскомъ уѣздѣ у 109 ’( 190 / 0 ) и изъ 1152 учениковъ Весьегонскаго уѣзда у 368 (32°/о) были найдены искривленія. У 14,5°/о учащихся найдено поднятіе одного плеча и лопатки, причемъ у дѣвочекъ этотъ недостатокъ раз- вить въ большей степени (у дѣвочекъ 17,3°/о, у мальчиковъ 13,15°/о). Наблюденія доктора Шеболдаева надъ остротою зрѣнія выяснило, что учащіеся по мѣрѣ продолжительности пребыванія въ школѣ теряютъ нормальность зрѣнія. „Изъ посѣщающихъ школу одинъ годъ съ ослаб- леннымъ зрѣніемъ составляютъ 28,2%, 2 года— 29,0°, о, три года- 34270 , четыре- 37, 9°/о, пять-40,5°/о в . Причины такого развития ослабленія зрѣнія авторъ ви'дитъ въ весьма слабомъ освѣщенш школъ, нераціональномъ размѣщеніи оконъ, въ плохо устроенныхъ школьныхъ столахъ и ихъ нецѣлесообразномъ располоягеніи относительно свѣта,. Наконецъ, по наблюденію того же врача школа оказываетъ вліяше и на заболѣваемость дѣтей, причемъ малокровіе, чесотка и заразныя болѣзни развиваются съ особенною силою. Но она вліяетъ и на здо- ровье учителей: изъ 25 преподавателей, говорить д-ръ Крумбмиллеръ (Весьег у ), всѣ страдаютъ малокровіемъ и головными болями, а пять не имѣя въ роду наслѣдственной чахотки или туберкулеза, въ настоящее время носятъ всѣ характерные признаки настоящей бо- лѣзни. Вышеизложенныя наблюденія приведены нами для того, чтобы по- казать всю важность правильна™ устройства школъ, которыя не должны одною рукою давать населенію грамоту, а другою подрывать его здоровье. Неудобная классная мебель, тѣснота, недостатокъ свѣта и воздуха, отсутствіе чистоты, помѣщенія для сниманія верхнеи одежды, удобно устроенныхъ отхожихъ мѣстъ,— вотъ недостатки, ко- торые не могутъ быть терпимы въ школахъ и благодаря которымъ ея польза можетъ быть весьма проблематична. Къ сожадѣнію мы совершенно не имѣемъ данныхъ, чтобы судить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1