Журнал Тверского чрезвычайного губ. земского собрания 1914 г.

шествующйхъ по нимъ разжирѣвшихъ, огрубѣлыхъ, самодовольныхъ тевтонцевъ. Взамѣнъ такихъ очаговъ просвѣщенія какъ Веймарнъ, Гет- тингенъ и Гейдельбергъ, получили преобладающее значеніс въ странѣ такіе центры, какъ Эссенъ и Золингенъ, производящіе орудія смерти и разрушенія. Но гіослѣднія собьггія воочію доказали всему міру, что государства столь же мало могутъ безнаказанно попирать мораль и этику, какъ и отдѣльныя личности. Принципъ „vetita privatim, publice jubentur"" на практнкѣ не выдержалъ испытанія. ГІопраніе морали въ области дѣятельности государственной силою вещей привело къ пре- зиранію морали вообще: народъ въ частныхъ сношеніяхъ началъ также презирать частное право, какъ государство въ своей области право публичное и международное, коль скоро его можно попрать силою, ибо что. такое неистовства, чинимыя германцами надъ нашими путешественниками, какъ не отрицаніе этики и не иопраніе ими права въ частныхъ людскихъ сношеыіяхъ. Сколь однако ни тяжки истязанія іі мученія, испытанный нашими соотечественниками въ Гер- маніи, они все же имѣли и хорошія послѣдствія. Именно они окон- чательно раскрыли всему міру истинный смыслъ начавшейся борьбы, борьбы, въ которой натискъ Германства на Славянство является хотя и важнымъ, но все таки лишь привходящимъ обстоятельствомъ, а сущ- ность которой состоитъ въ столкновеніи двухъ различныхъ міро- воззрѣній, двухъ гіротивоположныхъ силъ — силы материальной и силы духовной, технически оборудованнаго варварства и культурнаго идеа- лизма. Одновременно выяснилось, что внѣшнее благоустройство, образцовый наружный порядокъ, техническое совершенство — мирятся съ духовнымъ одичаніемъ и умственнымъ изступленіемъ. Выяснилось, что внѣшняя матеріальная культура далеко не тождественна съ куль- турой духовной и даже можетъ быть гибельна для послѣдней. Выяс- нилось, что нельзя видѣть панацею всѣхъ золъ въ матеріальномъ преусгіѣяніи, безъ параллельнаго усиленія и ■ углубленія морали и этики. Выяснилось, что отъ исхода борьбы зависнтъ — вступитъ ли міръ въ новую полосу варварства, тѣмъ болѣе тяжелаго, что оно бу- детъ технически въ совершенствѣ оборудовано, или, иаоборотъ, вос- торжествуетъ культура духовная, въ свѣтѣ которой матеріальныя блага утратятъ въ сознаніи народовъ и отдѣльныхъ людей то пре- обладающее значеніе, которое имъ нынѣ приписывается. „Таково значеніе этой борьбы для всей Европы. Для насъ же, для Россіи, борьба эта можетъ, должна и, вѣрю, будетъ имѣть еще и другое важнѣйшее послѣдствіе. Она должна прекратить ту обще-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1