Доклад управы по народному образованию очередному съезду 1913 г.
— 10 Современным условія жизни заставили признать трехго- дичную школу неудовлетворительной, познанія даваемые ею недостаточными и вызвали необходимость созданія четырех- годичной школы. Увеличеніе курса начальной школы однимъ годомъ поз- воляетъ закрѣпить и расширить познанія ученниковъ, получен- ный ими въ теченіе трехлѣтняго курса, почему и слѣдовало-бы воспользоваться четвертымъ годомъ обученія для сообщенія ученикамъ свѣдѣній по исторіи, географіи и природовѣдѣнію, такъ необходимымъ для общаго ихъ развитія. Правда, въ параграфѣ 2-мъ примѣрной программы, утвер- жденной въ 1897 г. говорится слѣдующее: „курсъ ученія можетъ быть расширенъ нѣкоторыми дополнительными свѣ- дѣніями по предметамъ, преподаваемымъ въ народныхъ учи- лищахъ, но лишь съ разрѣшенія директора сихъ училищъ, которое дается съ доведеніемъ о семъ до свѣдѣнія Попечителя Учебнаго Округа". Но подобным правила сводятъ расширеніе курса начгль- ной школы къ явленію частнаго, исключительнаго характера, а не общаго и распространеннаго. Между тѣмъ, крайне жела- тельно было бы расширить четырехгодичную программу началь- ной школы введеніемъ въ ея курсъ преподаванія исторіи, географіи и природовѣдѣнія, какъ предметовъ самостоятель- ныхъ и обязательныхъ. Такая неопредѣленность программы 1897 г. съ настойчивой ясностью указываетъ насколько устарѣла и отстала она отъ практическихъ требованій жизни. При несоотвѣтствіи программы начальной школы съ существующей продолжительностью обученія и требованія- ми жизни, не можетъ создаться объединяющаго, руководя- щаго начала въ постановкѣ всего учебнаго дѣла. Тогда какъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1